1. Журналист.
Потребность: повышение квалификации. Как правило реализуется передачей опыта «сверху вниз» – из более прокачанных СМИ и от более прокаченных журналистов к менее. Реже – по горизонтали. Охота за новыми идеями, форматами, личными практиками.
2. Пиарщик.
Главный интерес — понять «как функционируют СМИ, по каким правилам играют» и «что творится в головах у журналистов». Это знание поможет им эффективнее “продавать” СМИ свои поводы. Чему СМИ и не возражают. В любом случае, чем ниже трение в системе, тем лучше. Короче, медиарелейшнс.
3. Топ-менеджмент.
Как ни странно, здесь также есть довольно сильная потребность готовиться ко встрече с прессой. Особенно это касается закрытых компаний, которые готовятся стать публичными (выходят на потребрынок, открывают финотчетность), или которых начинают мочить. Хочешь, не хочешь — надо начинать общаться. Плюс такому руководителю в принципе важно понимать, как работает эта странная структура под названием пиар-департамент. Поэтому пиарщики так охотно занимаются организацией медиатренингов для топов.
4. Media for non-media.
Сюда можно отнести такие экзотические задачи, как медиатренинги для специалистов компании, не принадлежащих к отделу пиар, но которым приходится контактировать с прессой.
Финдиректор, которому приходится много комментировать отчетность, ключевые специалисты, маркетологи и бренд-менеджеры, специалисты по HR, которые любит пиариться в рекрутинговой прессе и пр.
5. Сотрудники службы внутренних коммуникаций.
Это те, кто делают корпоративное издание, ведут сайт, обслуживают интранет, занимаются пиаром в social media и пр. Несмотря на извращенность и противоречивость задач, все это очень похоже на обычную медиаработу (см. п. 1) , разве что с некоторыми обременениями и парадоксальными установками: с одной стороны добиваться внимания аудитории (чтобы читали), с другой — решать задачи компании (как правило насаждать корпоративные догмы, к которым народ в лучшем случае холоден). И совсем не похоже на «пиар» – см. п. 2. Хотя по цеховой принадлежности должно быть строго наоборот.
6. «Райтеры».
Назовем так людей, которым важно прокачивать свои навыки написания текстов, но которые при этом не имеют отношения к медиа: маркетологи, аналитики, руководители проектов и пр. Все, кому надо писать концепции, аналитические записки, описания проектов и пр. да так, чтобы их читали.
Сюда же можно отнести всех, кто делает презентации (законы построения презентации равны законам создания хорошей истории, правильного текста – тот же поиск идеи, выстраивание завязки, работа со стилем, качественным и лаконичным раскрытием темы, поддержка фактурой и пр.).
Всего шесть классов, а казалось бы…