На прошлых выходных я спроектировал и провел первую в своей жизни игру-медиатренинг. Ее идею вкратце можно описать так: «Как за двадцать минут научиться писать правильные заметки и постичь бездну». Один раз я уже сформулировал похожий концепт: «как за 2 минуты научиться правильно давать комментарии СМИ». Только там шла речь не о бездне, а о напалме. Но тут все было серьезно, официально. К тому же я на самом деле переживал за ребят.
Официальное название мероприятия звучало, как «Мастер-класс по работе со СМИ». А проводил я его на прошедшей в Ульяновске в середине мая стартап-школе «Территория Идей», как участник проектной группы Метавер («все о новых образовательных технологиях, переустройстве жизни, будущем и объятиях»).
Ритм школы был довольно жесткий. На кону стояли три приза по 100 тыс руб. для победителей — лучших стартапов Ульяновска и окрестностей. Решение принимало жюри из местных и пришлых вип-персон (чиновники во главе с мэром, представители местного бизнеса и московские эксперты). Наша роль заключалась в том, чтобы за два дня помочь докрутить сами проекты, и передать ценные на наш взгляд знания — на будущее. В жизни пригодится. А для этого, по-хорошему, стоило выдернуть народ из привычного контекста — «сместить точку сборки», и не дать отсидеться в своих рутинах. Кроме того, требовалось время и самим участникам, чтобы осмыслить услышанное, получить фидбек по своим проектам и успеть переделать презентации.
Поэтому собственно такой жанр, как лекции, семинары и вообще времяемкое художественное литье водой пришлось забанить. «У тебя будет 15 минут на вступительную часть — приветствие, немного теории и постановка задачи. И минут 60 на работу», — сказали орги из «Метавера». — …что, мало? Ну, хочешь 70?».
В общем, бездна постигалась так.
Надо сказать, что самый позитивный опыт обучения журналистике, ну, или скажем менее пафосно — «написанию заметок», наблюдался мною исключительно «в бою». Скажем, ценность дневного или даже двухдневного семинара вчистую проигрывают простой операции: дал тему, объяснил вводные, человек написал заметку — причем не важно какого качества, чаще плохого — ты разобрал ее на запчасти и местами сделал больно. Все. Следующую он напишет гораздо лучше. Там могут вылезти другие проблемы — для которых не нашлось повода при первом опыте, или у человека может резко вырасти коэффициент вязкости мозга — например, подойдет к порогу обучаемости и дальше КПД обучения сильно упадёт. Но этот результат все равно будет на порядок лучше «теоретического».
А еще я подумал, что журналистка — это собственно и есть игра. И она отлично подходит для игрового моделирования. Есть набор правил, причем не очень сложных (правда в тот раз мне все же не удалось изложить «всю журналистику за 15 минут»; думаю, требуется где-то минут 18). Есть четко выраженные роли (читатель, журналист, редактор, издатель, ньюсмейкер). Вот разве что «игровой цикл» — например, создание заметки — нужно было утрамбовать в игровое время. Те самые 60 минут.
Я поступил так. Самый технологичный жанр в написании заметок — новости. Собственно, финансовые и спортивные новости уже давно научились писать роботы — эксперименты в этом плане оказались вполне состоятельны.
И тут я вспомнил замечательную историю, которую рассказал мне один пожилой редактор в Кишиневе, куда я ездил с похожей образовательной миссией. Не знаю, как сейчас, но тогда состояние печатной прессы в Кишиневе, а, возможно, и во всей Молдавии было довольно печальным. Редактор жаловался на отсутствие кадров, бедный рынок и довольно причудливые представления о журналистике у тех, кто приходил работать в газеты.
Устав бороться с ветряными мельницами, редактор сделал вот что. Он распечатал на листочках A4 таблицы, где в левый столбец поместил хорошо всем знакомые по журфаку «10 вопросов новостной заметки», а правый столбец оставил пустым.
Есть несколько вариантов, какие именно вопросы включать в эту десятку, но пусть он будет таким:
- Кто?
- Когда?
- Что?
- Где?
- Почему? (Причина)
- Зачем? (Цель)
- Каким образом?
- Сколько?
- Каковы ожидаемые последствия? (Что теперь будет? Ну и что?)
- B чьих интересах? (Кто выиграл/проиграл?)
(Плюс я добавил к этим десяти три пустых поля — для «своих вопросов» — если окажется, что история, которую хотят рассказать ребята, требует изложения дополнительной фактуры, под которую тут нет своего слота).
Тот редактор назвал этот документ не «журналистским заданием» и даже не «вопросами к заметке», а «бланком-заявкой на сбор фактуры». Он поместил это предельно казенное и скучное заглавие в шапку листа и сказал своим журналистам что-то вроде «Вот тебе бланк-заявка, заполни все пункты и приноси». И отправил журналистов в поля.
Так как у авторов выбили из-под ног весь пафос профессии, они не могли ни обличать, ни юморить, ни делиться своими глубокими мыслями, ни писать пространные тексты близкие по духу к школьным сочинениям. Им пришлось заняться очень скучным делом, примерно как бывает с обходным листом — просто пройти по инстанциям и собрать фактуру.
Никто из них и не подозревал, что на самом деле они пишут заметки. Причем, возможно, лучшие (в смысле самые профессиональные) заметки в своей практике.
Когда они вернулись, редактор просто взял и аккуратно скопировал из правой колонки предложения в отдельный файл, и без труда сложил из них неплохие новости. Вот представьте:
КТО: Пивной заводик имени Федора Крузенштерна
КОГДА: На прошлой неделе / вчера / в начале марта
ЧТО: объявил о запуске новой линии по розливу пива
ГДЕ: В Краснопролетарском районе, в промзоне Парнас
ПОЧЕМУ: для увеличения объема производства в два раза к январю 20хх года
ЗАЧЕМ: Это позволит заводу занять второе место по доле рынка в регионе.
Дальше тут может следовать, например, конспирологическая история про таинственных инвесторов, которые готовы купить пакет акций предприятия, но только если он будет в тройке лидеров, или что-нибудь вроде того). Еще дальше – цифры, комментарии бормотологов. Ну, и если повезет — немного живинки, как получится. Главное, мы зацепились за сюжет и с ним уже можно работать.
На нашу игру я сделал сотню (по количеству команд) бланков таких вопросников. Назвал их также сурово — «бланк–заявка».
Затем сделал еще сотню бланков раздатки второго типа. В шапку я поместил графы «Заголовок», «Вводка», «Автор» (чтобы не забывали себя, и чтобы потом можно было найти героя). А справа отчеркнул неширокий столбец — как поля в школьной тетрадке. Это собственно был шаблон для заметки. И самое главное крылось в том самом столбце.
Проект начался. Сначала, минут 10–15 команды заполняли вопросный лист фактурой по своему проекту: делали зачаток новости. Затем менялись этими листками с любой другой командой.
На основании фактуры, полученной из чужих рук, они писали новость про тот, чужой проект. А затем отдавали свой текст команде-ньюсмейкеру. Те читали новость про себя, написанную на основании их фактуры другой командой, и писали на полях комментарии.
Ну, догадываетесь, что произошло?
Прелесть ситуации даже не в том, что каждая команда побывала в роли ньюсмейкера и журналиста. Они писали, и про них писали. И даже не в том, что, будучи ньюсмейкером, они побывали и в фазе «выпуска пресс-релиза», и в фазе «ньюсмейкер охреневает от заметки про себя».
Главное, как мне кажется, что они прочувствовали, как же на самом деле работает наша адская машинка. Почему такая классная и хорошая фактура (как им кажется) превращается в такую гадкую и непрофессиональную заметку про их замечательный проект. Ну, или, как минимум, у них поселилась мысль, что что так обязательно произойдет.
Они стали думать и искать решения. Например, думать о том, насколько на самом деле интересную и ценную фактуру они отправили в СМИ. Какую заметку по ней смогут написать — и смогут ли вообще. К каким идеям, заходам она подтолкнет редакции. Если эта фактура такая хорошая, почему редакции приходится пускаться в творческий поиск, возвращаясь порой с довольно неожиданными заметками.
Они начали прогнозировать, и учиться проектировать заметки еще у себя в голове. А потом выходили из роли ньюсмейкера и сами писали тексты по чужой плохой фактуре. А потом к ним возвращался текст про них…
Ну, а «редакции» крутили эту фактуру и яростно размышляли, как же слепить из нее что-нибудь интересное. Где здесь инфоповод, за что зацепиться, есть ли «вау», как подать. А потом становились ньюсмейкерами и понимали что через несколько минут над их фактурой также будет ломать голову другая «редакция».
— Ну, а теперь отдали заметки, которые подготовили ваши редакции ньюсмейкерам, — сказал я.
— Ууууу, — пронесся гул по залу.
Дальше было все как обычно:
— Это непрофессионально, вы не разбираетесь в теме.
— Разбираемся побольше вашего.
— Вы не написали про то, о чем мы вас просили, о чем нам было нужно.
— А мы не обязаны, да и вообще вы дали какую-то муть, мы сделали интереснее.
— Эти цифры мы вам не давали, вы их выдумали.
— Конечно, выдумали, вы же нам вообще ни одной цифры не дали.
И так далее.
В процессе игры у нас было еще несколько милых деталей. Например, я ввел роль «репортера», который имел право во время написания заметки отправиться к «ньюсмейкеру» и задавать ему дополнительные вопросы. Затем он возвращался и пересказывал команде-редакции то, что узнал. Я очень рассчитывал на «испорченный телефон», но интересно, что некоторые команды стали засылать своих представителей за дополнительной фактурой самостоятельно, не дожидаясь подсказки. Это здорово — у них было настоящее чутье на фактуру и интуитивное понимание, что «тут чего-то не хватает», из этого мы не сможем сделать хорошую историю.
Мы объявили, что все заметки будут «опубликованы» — размещены на стенке в холле (в нашей газете), и авторы с ньюсмейкерами смогут продолжить диалог с помощью пост-итов — писать цепочки комментариев в стиле «Переврали» — «Что дали, то и написали» и пр. Еще интересно было устроить публичные чтения заметок, чтобы участие в их обсуждении смогли принять все: там мы моделировали реакцию читателей.
И знаете что самое интересное? Как ни странно, большинство заметок оказались очень хорошими. Хоть прямо сейчас размещай на сайте компании в разделе «новости», или отдавай в местную прессу. Хотя запросто может оказаться, что это и вовсе не моя заслуга, и не заслуга тренинга. Может просто все стартаперы в Ульяновске по умолчанию умеют писать хорошие заметки. Могу только позавидовать местной прессе.
А в плане развития механики я вынес для себя еще такие мысли:
Неплохо бы ввести в игру институт «читателей» — аудиторию. Потому что, как ни странно, многие заметки — про чужие проекты — оказались довольно таки комплиментарными, хвалебными. Видимо ребята писали про коллег так, как хотели бы, чтобы написали про них. Узнаете проблему многих СМИ? Единственное лекарство от этого — злая, непримиримая, бесцеремонная аудитория. «Что за говно вы тут написали», — должны говорить они. «Что это за заказуха?», «неинтересно», «отстой».
Вообще, если проект длинный (как например мы делали пятидневную школу для стипендиатов Фонда Потанина и их проектов), то замечательная штука — создавать сквозную валюту (очки, баллы). Эта валюта проходит через всю игру, и на нее можно приобретать игровые ресурсы, которые особенно ценны в конце игры — консультации эксперта, место в очереди на защиту, или просто фломастеры, чтобы лучше сделать презентацию. На той потанинской школе такой валютой у нас были обычные пуговицы. Вы бы знали, как они ценились к концу проекта. А консультации Алексея Каптерева (бога презентаций) шли по баснословному тарифу, что-то типа 10 пуговиц за 5 минут.
В нашем же случае вознаграждать команду можно было бы по реакции аудитории (о, как быстро эта реакция стала бы основополагающей для команд-«редакций»!), и снимать баллы по фактическим ошибкам, допущенным при изложении фактов, которые выявят ньюсмейкеры. В общем, все как в жизни. Никаких игр.
Если интересно, ниже я публикую краткий сценарий и правила. Можете использовать, не забудьте только потом поделиться опытом.
Удачи! Простых вам решения сложных задач и хороший заметок!
Ваш начинающий игротехник,
К.
***
Сценарий игры «Расскажи историю»
Что это и зачем:
Сегодня мы научимся рассказывать истории и получать от этого выгоду. Зачем стартаперу история? Хорошая история может превратиться в заметку, которую опубликуют СМИ (Ура! Пиар!), ее можно рассказать партнерам, инвестору или клиенту (и они вас дослушают). В конце концов, составление хорошей истории поможет структурировать все, что вы знаете о своем продукте, и, порой, обнаружить досадные пробелы и нестыковки. В результате — сделать вашу бизнес-идею идею чище и лучше.
Для игры мы воспользуемся шпаргалкой журналистов-новостников: «10 главных вопросов новостной заметки».
Собственно, написание обычной новостной заметки состоит в поиске ответов на эти вопросы и их последовательного изложения.
Краткое описание игры
- Изложить суть своего проекта/идеи в виде ответов на 10 основных вопросов новостной заметки.
- Обменяться этой информацией с другой командой.
- Написать по полученной информации качественную новостную заметку.
- В процессе подготовки материала интервьюировать ньюсмейкера (те, про кого вы пишите) для получения дополнительной фактуры, а также давать комментарии по своему проекту представителям СМИ (те, кто пишут про вас).
- Опубликовать заметку в специально отведенном месте.
- Получить фидбек по своей журналистской работе от читателей и ньюсмейкеров, а также дать фидбек по заметке о своем проекте.
Правила
Шпаргалка для новости
Перед началом игры вы получите «бланк-задание на написание новостной заметки», содержащий 10 главных вопросов, отвечая на которые журналист готовит новость. Вот они:
- Кто?
- Когда?
- Что?
- Где?
- Почему? (Причина)
- Зачем? (Цель)
- Каким образом?
- Сколько?
- Каковы ожидаемые последствия? (Что теперь будет? Ну и что?)
- B чьих интересах? (Кто выиграл/проиграл?)
Краткость — сестра Твиттера
Вы отвечаете на эти вопросы по «принципу Твиттера» — ваши ответы не должны быть длиннее 140 знаков, или двух недлинных предложений.
Например, написанная выше фраза состоит из 130 знаков.
Спроси себя
Кроме 10 канонических вопросов, мы включили в бланк 3 пустых графы. Вы можете сами придумать вопрос, который хотите задать себе о вашем проекте, вписать его в «бланк-задание» и тут же дать на него ответ.
Обмен новостями
Поменяйтесь заполненными бланками с любой другой командой. Обмен не обязательно должен быть взаимным — можете отдать свой бланк одной команде, а взять у другой.
Пишем новость
На основании информации, изложенной в полученном бланке, пишем новость о проекте/идее вашего ньюсмейкера. Новость пишем от руки, на бумажке. К концу игры готовая новость должна быть сдана редактору (ведущему игры).
Журналистское расследование
Скорее всего, вам не хватит информации, изложенной в бланке. К тому же, она может оказаться непонятной, неинтересной, слишком пиарной и пр. (вы же — настоящие журналисты!). Вы можете выделить из команды одного репортера и откомандировать его к ньюсмейкерам. Репортер идет к ньюсмейкерам, задает дополнительные вопросы, возвращается в редакцию и сдает собранную фактуру (рассказывает, что узнал). Эта информация используется для написания заметки.
Публикация
Заметки о проектах «публикуются» в СМИ: вывешиваются в общедоступном месте, вместе с «исходниками» — бланками заданий.
Отклик читателей
Каждый желающий может оставить к заметке комментарий на листочке пост-ита, прикрепив его рядом с заметкой.
Ремарки могут содержать конструктивную критику, дополнительную информацию, правки стилистических и фактических ошибок, а также любые иные комментарии, не нарушающие Конституцию, ГК и УК РФ.
Требования к заметкам:
Заметка должна содержать:
- Заголовок, из которого должно быть понятно, в чем главное сообщение заметки: не «Трудовой подвиг», а «Ульяновские дворники вошли в книгу рекордов Гиннеса»
- Вводку: несколько предложений, раскрывающих это главное сообщение: «20 тонн окурков вывезла бригада дворников дома 36 по улице Ленина города N. Такое рекордное количество мусора обнаружили они под балконом гражданина И. Местная администрация собирается увековечить рекорд установкой памятного знака».
- Подпись (страна должна знать своих героев-журналистов).
- В тексте заметки желательно иметь цифры (это же деловая журналистика), а также цитаты (вы же интервьюировали героя) с указанием имени и должности интервьюируемого.
Итог (что после):
Следим за развитием полемики и рецензирования заметок на «стене плача». Оставляем редакторские комментарии. На следующий день – если получится – выделяем Бочарскому 10 – 15 минут для комментария по итогам проекта.
Требуемые раздаточные материалы:
- Бланк-задание. Лист А4 с заголовком «Бланк – задание на подготовку новостной заметки о проекте с 10 поименованными пунктами и тремя пустыми графами.
- Бланк для написания заметки. Графы Заголовок, вводка, автор. Плюс справа колонка для комментариев ньюсмейкера (колонка, а не подвал, чтобы комментарии можно было привязывать к конкретным фразам или абзацам).
- Пост-иты в общем доступе рядом со «стенгазетой» для комментариев.
Начали!
UPD: апдейты к игровой механике v 0.01 и v 0.02 (Facebook)
вип-персоны – это не только ужасное клише, но еще и тавтология (VIP – very important person(s))