Лохосфера

Корреспонденты перестают сами искать свидетельства происходящей социальной несправедливости. Они находят её в блогах. Поздравляю, коллеги: теперь полдня рабочего времени может уйти не на собирание комментариев или хороший собственный репортаж, а на проверку, правду или ложь написал очередной блоггер. Потому что редактор намерен обязательно опубликовать громкое сообщение какого-нибудь lj58sbl_sl.

А всё начинается с того, что перед планёркой охранник редакции, пиар-менеджер, уборщица или кто-то ещё увидел в Живом журнале сопли очередного искателя справедливости и не преминул заявить об этом главному редактору. Или же сам корреспондент от безрыбья швырнул редактору по почте в качестве очередной темы сообщение благородного lj58sbl_sl, не смогшего молчать о том, что в N больнице мучают стариков. И теперь вся новость журналиста будет строиться на этой информации. Под неё нужно собирать комментарии.

Только часто к концу рабочего дня становится понятно, что публиковать нечего. Потому что когда журналист начинает разбираться, оказывается, что блоггер всё преувеличил. А кое-где и наврал. Короче, журналист оказался в западне: редактор уже заявил статью.

С появлением блогов журналистика начинает трансформироваться. Люди-непрофессионалы, свидетели социальных несправедливостей и чрезвычайных ситуаций, пишут в блогах шокирующие новости сами. Можно долго спорить, хорошо это или плохо: когда журналист становится не добытчиком информации, а грамотным расфасовщиком уже имеющейся, но пока что наши электронные источники информации – не просто непрофессионалы. Они зачастую безнадёжные невротики, не отдающие себе отчёт в том, что опубликовали и зачем.

Многим знакома ситуация, что когда журналист начинает пытаться разговорить lj58sbl_sl о подробностях истории или назвать имя, он натыкается на что-то типа «если я увижу эту информацию в вашей газете – я подам на вас в суд!». Со мной за полгода это случилось уже три раза. Сценарий одинаков: через полчаса lj58sbl_sl удаляет запись, а иногда и весь дневник. А через день пишет что-то на тему «как я ненавижу этих беспринципных сволочей журналистов, которые лезут в душу».
Половина публикующих социальные «сенсации» блоггеров не отдают себе отчёт в том, что пишут в открытый доступ. Что текст может увидеть любой человек: журналист, чиновник, милиционер, какая-нибудь сволочь. И что если запись станет популярной, её забросают неадекватными комментариями, и это неизбежно. И что неизбежно запись появится где-нибудь в СМИ. Почему они так боятся появления в газетах, если сами пишут запись, которая Гражданским кодексом приравнивается к опубликованию? Значит, в записи они либо наврали, либо преувеличили, желая самовыразиться и поразить друзей, либо кому-то напакостили. На худой конец, они читают такие ужасные и жёлтые газеты, что имеют о всех журналистах самое дурное мнение. Других ответов я не вижу.

С другой стороны, есть много счастливо окончившихся историй, когда публикация в блоге о беспределе и последующее опубликование информации об этом беспределе если не спасало людей, то положительно влияло на их судьбы. Например, история с домом престарелых в Ямме, в котором издевались над стариками. После публикации волонтёром фотографий ужасов, творящихся в социальном учреждении, персонал уволили, а стариков перевезли в другое место. Потому что подключились газеты и радио. Но во всех подобных случаях блоггер отвечает за свои слова. Он не скрывает ни своего имени, ни подробностей. И чаще всего, такой блоггер оказывается сам косвенно связан со СМИ: либо он активно читает качественные издания, либо он член правозащитной или благотворительной организации и знает цену словам.

Журналисты и редактора, не ловитесь на социальные страшилки, описанные lj58sbl_sl. Включайте голову: ищите достоверные источники, прежде, чем копипастить чьё-то самовыражение.

About Алеся Лонская

Корреспондентка "Русского репортёра", сотрудничала с рядом других изданий. Периодически читаю лекции в университете.
This entry was posted in Медиа and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply