Любой нормальный журналист понимает – нужно отвечать за свои слова. Пара исков от спикеров, разоблачающих писем в редакцию и, вуаля, человек начинает перепроверять факты и думать, что пишет. Но до юзеров, которые тоннами генерят контент, похоже, еще не дошло. Даже до тех, чье мнение во всю ретранслируют классические медиа.
Вот живет в Питере такой парень Владислав Цыплухин. Ему всего-то 22 года, но Владислав уже занимает ответственный пост — глава пресс-службы “Вконтакте”. Основатель сети г-н Дуров тот еще молчун, а интерес к сети есть – г-н Цыплухин является по сути единственной говорящей головой. Ну как тут не «зазвездить»?
Первый раз о существовании талантливого пиарщика я узнал из блога коллеги, где он дал ссылку на twitter Цыплухина. Содержание меня, мягко говоря, поразило: «Моя неприязнь к РБК Daily продолжает расти», «В офисе ВК повесили грушу. Я не фанат, но у нас пара разработчиков лупит. Мне же осталось найти наклейку РБК Daily». Нормально, да? Человек, который является официальным представителем компании, допускает такие сентенции в адрес крупной газеты. Не то чтобы я был фанатом РБК, но, в конце концов, человеку деньги платят, чтобы он налаживал отношения с прессой. Ладно, думаю, со всеми бывает – молод парень и горяч.
Но в минувшие выходные произошел случай, который меня поразил. В воскресенье 25 июля сеть «Вконтакте» не работала около 3 часов. Наш герой поспешил вывесить в twitter объяснение — «Ленэнерго перестало подавать электричество из-за сбоя 35ой подстанции». Откуда возьмут информацию «новостники» в воскресенье вечером, когда обнаружат, что сайт одной из крупнейших соцсетей не работает? Конечно, из twitter пиарщика этой сети. Мгновенно это сообщение Цыплухина растиражировали ленты и агентства. Оперативно парень сработал – классика антикризисного PR. Ага, как выяснилось уже в понедельник, все подстанции «Ленэнерго» в воскресенье работали без сбоев, а конкретно к 35 подстанции сервера «Вконтакте» вообще не имеют отношения. Энергетики обвинили Цыплухина во лжи. «Экспертиза показала, что «Ленэнерго» непричастен к аварии в датацентре», — был лаконичен пиарщик. Просто в дата-центре компании сломался трансформатор.
К чему я это? До сих пор сохранилась иллюзия, что блоги – это некое личное приватное пространство, что там можно писать все что угодно. На этом многие уже обжигались – вспомнить историю того же редактора Men’s Health Алексея Цыганова и Надежду Кадышеву. Посмеялись и забыли – в конце концов, Алексей ничего не соврал и был честен перед самим собой и коллегами. Но тут совершенно другое дело – представитель компании, не проверив информацию, выложил ее в блог. Да это все равно, что разослать пресс-релиз с откровенным враньем.
Надо сказать, что twitter Цыплухина далек от официоза – он там флиртует с девушками, договаривается с друзьями о встрече, рассуждает о работе. За этой шелухой легко забыть о пронырливых журналистах и о том, что можно говорить, а что нельзя. Но вот незадача – если твой блог превратился в полноценное медиа, то и играть придется по правилам медиа, то есть отвечать за свои слова. В этом смысле я хорошо понимаю классика жанра медиа-срача Леонида Бершидского, который закрыл свой блог и ограничился колонками на «Слоне» и в «Большом городе».