Основанная 20 лет назад по образу New York Times частная сибирская газета выходит тиражом в одну десятую населения городка, где издаётся. И да, приносит прибыль.
Игрушечного вида изумрудный ГУМ, ДК с памятником Ленину, указывающим куда надо, и бессознательный привет Ларсу фон Триеру – торговый центр «Европа»: так выглядит центральный перекрёсток города Бердска Новосибирской области. От новосибирского Речного вокзала – 45 минут «без пробок». Бердск – город-спутник Сибирской столицы с населением в 97 тысяч человек. Местные издатели прессы покрывают его газетными тиражами один к пяти: здесь выходит целых 3 городских печатных издания общим тиражом 20 тысяч экземпляров, и это не считая бесплатных «листков».
В Бердске всё есть: и свой «Мулен Руж», салон свадебных платьев, и свой «ЛенинГрад», агентство недвижимости с «интеллигентным подходом». Рядом с офисом риэлтеров растянут большой баннер «Купи новости» с изображением мальчишки-газетчика и указателем на дверь «магазина прессы». Как выясняется, это вовсе не аллегория: самую успешную местную еженедельную газету «Свидетель» здесь на улицах продают школьники от 8 до 13 лет и пенсионерки.
Учредитель и главный редактор газеты Игорь Литаврин рассказывает, что от подписки издание отказалось примерно 3 года назад. Местная почта за доставку 55 номеров в год (стоимость в рознице – 10 рублей) требовала почти полную их розничную стоимость – 400 рублей с носа. То есть фактически удваивала подписную цену «Свидетеля». Частные распространители берут за работу ту же половину – 5 рублей за номер, но уже из выручки. «У мальчишек и бабушек покупают газету из жалости», – поджимают губы продавцы из «магазина прессы». «Часто не берут сдачу у ребят. А иногда подъезжают на крутых машинах и просто дают денег разносчикам», – с гордостью сообщает Елена, директор по распространению издания.
Благодаря такой политике тираж еженедельной газеты, в кризис сократившийся с 10 до 9,5 тысяч экземпляров, раскупается за неделю полностью (к слову, питерская еженедельная «Смена» выпускает те же 10 тысяч, только на 4,5-миллионную Северную столицу). Иногда разве что 1-2 пачки остаётся. Количество полос в газете превышает среднюю толщину даже новосибирских изданий. В хорошие годы доходило до 68, сейчас – 40, из которых 15 – цветные. У главного конкурента «Свидетеля» учреждённых и дотируемых горадминистрацией «Бердских новостей» – только 24. И тираж – в половину «свидетельского». «Городские деньги портят издание», – кивает Игорь Иванович.
Литаврин в газетном деле с середины 70-х. Закончил журналистское отделение филфака Иркутского университета, работал фотокорром. Дорос до ответственного секретаря (это уже во время работе в «Ленинском пути», позже переименованном в «Бердские новости»), не переставая фотографировать и писать заметки. Однажды поставил на одной полосе 2 интервью на тему «загнивающего коммунизма»: одно с первым секретарём местного горкома и другое – с неким демократом. Сопоставление вышло не в пользу первого. Пришлось Литаврину уходить в скучную «Науку в Сибири», газету издаваемую при Сибирском отделении РАН. Но благодаря сотрудникам последнего Игорь Иванович полгода изучал мировые медиа.
«Я просил всех, кто бывал в командировках, привозить мне разные газеты мира – от New York Times до японских. Я изучал их на предмет вёрстки, дизайна, подбора тем. Знал, что буду делать свою газету».
В 90-х искать олигархов, способных проспонсировать запуск областного издания, было негде. По словам Литаврина, на первые номера «Свидетеля» сбросились рабочие Бердского электро-механического завода. «Пустили шапку, и кто по трёшке, кто по пятёрке… Так собрали мне рублей 300». Директора же нескольких крупных местных предприятий пообещали Игорю Ивановичу денег на выпуск газеты «на 3 года вперёд». Но за доброту попросили еженедельно привозить гранки на проверку. На это начинающий медиа-магнат пойти не мог. «Несколько лет назад я всех этих людей пригласил на 15-летие газеты, и они сказали: как хорошо, Литаврин, что ты не взял наших денег, не прогнулся», – вспоминает он теперь.
Но тогда, после первых двух-трех выпусков, стало ясно, что источник финансирования газете всё-таки нужен. Пришлось думать о коммерческой схеме.
«Тогда, в начале 90-х, не было и не могло быть никакой рекламы. Потому что не существовало бизнеса. И я решил, что этот бизнес придётся изобрести. Вам это кажется идиотизмом?»
Почему же, совсем не кажется. Просто удивительно, до чего слова областного издателя Литаврина напоминают воспоминания основателя газеты «Коммерсантъ» Владимира Яковлева. «По образу New York Times», «придумать бизнес, которого не было»… Только вот «Свидетель» – с мягким знаком на конце и без дореволюционных амбиций.
«Сначала я просто ходил и обрывал объявления со столбов, а потом печатал их в газете. Вскоре все поняли, что у меня они работают эффективнее, чем на столбе», – делится ноу-хау Литаврин. – «А ещё находил два конкурентных бизнеса, две парикмахерские какие-нибудь или два магазина, и делал одному бесплатную рекламу. Владелец другого тут же прибегал ко мне, и уже ему я ее продавал».
Сегодня в штате редакции «Свидетеля» работает около 15 человек. Зарплаты корреспондентов достигают 35 тысяч – из расчета по 2,5 рубля за строчку. Новосибирские друзья, рассказавшие мне про издание, право, загнули. Заработков журналистов Сибирской столицы, не говоря уже о прочих, «Свидетель» всё-таки не перешибает. Зато всё «в белую», что, например, удаётся далеко не всем московским и петербургским изданиям. Чистая прибыль газеты, по словам Игоря Ивановича, сейчас порядка 400 тысяч рублей в месяц, что, прямо скажем, тоже не густо. Но ее единственному учредителю хватает.
«Я хочу написать о молодых, талантливых ребятах, они ещё только в 11 класс пойдут, а уже создали свой бизнес, свою школу танцев» – это в кабинет к Литаврину вваливаются юные «акулы пера», выпускники школы журналистики, организованной администрацией города.- «Мне, кажется, молодёжи это будет интересно!» «Должен тебя расстроить, молодёжь нашу газету не читает», – отвечает Игорь Иванович.
Спустя 20 лет после штудирования NYT он не перестаёт следить за эволюцией современных медиа. Например, посещает семинары Института развития прессы-Сибирь. Совместно с местным Интернет-провайдером запустил сайт berdsk.ru. Уверяет, что исключительно для получения обратной связи от читателей печатной версии газеты: электронным ресурсам доверяет не вполне.
« Моя нынешняя жена защитила кандидатскую по гражданской журналистике. По-моему, это её ошибка», – резюмирует он.
А ещё, пока уважаемые коллеги пропагандируют ресурс Spot.us и прочий краудсорсинг, в Бердске собирают на памятник купцу Горохову. Инициатор – Игорь Литаврин, недавно с друзьями обнаруживший саркофаг с мощами купца на месте первого расположения городка. И вот уже второй номер «Свидетеля» выходит с обязательной колонкой фамилий пожертвовавших. «Ведь если каждый хоть 10 рублей на памятник даст, он же будет считать его своим!» – горячо восклицает Литаврин. За 3 недели собрали порядка 60 тысяч рублей. А надо не меньше 3 миллионов.
Местный фотограф-ветеран, чей альбом Литаврин собрался издавать, предлагает действовать по примеру активистов Пскова, искавших средства на восстановление сгоревшего там кремля:
«Надо устроить благотворительную выставку работ наших мастеров в ДК Ленина. Почему там? Потому что рядом два магазина и остановка на Новосибирск. За месяц можно миллион собрать!».
P.S.: Когда эта заметка уже была написана, выяснилось, что главное медиасобытие Бердска, да и, пожалуй, всей Сибири, я пропустила. В начале июля там проходил тренинг Марка Лаки, бывшего репортера The Daytona Beach News-Journal и автора блога о цифровой журналистике 10000words. И, как сообщает конкурент “Свидетеля” бердская газета “Курьер”, его участники создали проект «Один из 97000», аналогичный мультимедийному проекту New York Times “One in 8 million”. Так что связь “Большого яблока” и маленького сибирского городка, похоже, неистребима!:)