Медиавер: все на тестирование идеи прикладного медиаобразования

На этих выходных на Рукемпе, который пройдет на «Стрелке» будем тестировать идею образовательного проекта для медиаспециалистов, основанного на модели компетенций – «Медиавер».

Странная идея, несбыточная мечта, крутой концепт, плюс призрачные шансы. Будем просить аудиторию нас мочить, авось что-нибудь здравое и выгорит. Заходите на нашу секцию, будем вместе вскрывать карту компетенций журналиста.

Ключевые понятия:

• Дорожная карта знаний
• Навигатор в мире образовательных мероприятий
• Университет без стен и учебной программы
• Бесконечное образование
• Индивидуальный образовательный трек
• Путь героя
• Обучение действием
• Принцип кафетерия
• Карта компетенций
• Мне нужно знать только то, что нужно, а что не нужно знать – не нужно
• Постоянный рост при оперативной смене задач
• Работа над краткосрочными, локальными проектами

Дальше – человеческим языком.

Фаза 0. Исходные тезисы.

Отправная точка 1. Гипотеза средней достоверности: медиазнание – «то, что вам нужно знать для работы в этой сфере» — можно удобно разложить на некие образовательные модули, и при этом этих модулей будет не астрономическое количество.

Отправная точка 2 (связана с первой): людей, заинтересованных в медиазнаниях можно разделить на считанное количество групп (у меня получилось 6).

1. журналист (повышение квалификации)
2. пиарщик (поиск ключика к СМИ)
3. топ-менеджер (знать, чтобы не вляпаться)
4. сотрудники отдела внутренних коммуникаций (недомедийщики (интранет, корпСМИ) в тисках корпоративных задач)
5. “райтеры” (те, кто по долгу службы вынуждены писать тексты – аналитики, руководители проектов, маркетологи и пр.)
6. «издатель» – медиапредприниматель (понимать, как создавать аудиторию и как ее продавать)
Подробнее здесь

Хотя, конечно, дробить классификацию «игроков» можно (и нужно) дальше. Для журналистов, например, учитывать специализацию, или тип СМИ. У пиарщиков, например, выделить «пиарщика обыкновенного» и «пиарщика начальствующего», у которого появляются задачи определения целей (не побоюсь этого слова – «стратегии») и контроля результата («оценка эффективности работы пиар-отдела» – очень популярный топик) и так далее.

Отправная точка 3: все они, несмотря на кажущуюся разницу в решаемых задачах, нуждаются практически в одном и том же наборе «кубиков» (законы функционирования медиа одни, как ни крути).

Удивительно, но факт: если представить себе ключевые проблематики для автора (написать заметку), специалиста по медиарелейшнс (впарить тему), топ-менеджера в контексте общения с прессой (не сесть в лужу) и пр., то окажется, что набор “модулей”, требующийся для обучения этим штукам окажется практически один и тот же.

Набор «кубиков», причитающийся на каждый такой тип, я назвал «профессиональным профилем». И допустил, что он может быть описан с какой-то разумной точностью. Т.е. в моменте список кубиков для каждого профиля конечен. Как конечен и общий перечень этих кубиков, откуда они берутся для составления каждого “профессионального профиля”.

Сложив А и Б возникла идея навигатора по образовательным проектам, где каждый образовательный продукт был бы разложен по ячейкам-модулям (темам, вопросам). И все, что требовалось далее — наполнить эти ячейки содержанием (тут как бы жирный смайл) – т.е. собственно лекциями, практикумами и пр.

Фаза 1. Профессиональные профили.

Спасибо, “Теориям и Практикам”, теперь мы знаем, сколько всего происходит в мире необязательного образования. А если задаться целью и поднять списки профессиональных семинаров, конференций и пр., то получится и вовсе довольно объемный, динамически обновляющийся и вполне серьезный список.

Раскидав эти проекты по нашим «ячейкам», а также, привязав к календарю, мы получим нечто вроде «Навигатора в мире образовательных мероприятий». Фактически – специализированные «Теории и Практики» (только про медиа). Площадка, которая отслеживает проекты в сфере медиаобразования и встраивает их в календарную сетку. А пользователи набирают себе в «корзину» интересующие их проекты.

Теперь отличия:

Что именно набирать? Какими критериями должен руководствоваться пользователь? В тех же «Теориях и практиках» это критерий «интересно, не интересно». Понятно, что данное «интересно» является следствием реальных потребностей. Но только какое-то довольно туманное следствие. Хотелось бы поточнее, и ближе к этим самым потребностям – реальным задачам.

Удобным помощником в выборе становится тот самый «профессиональный профиль». Грубо это выглядит так: заходишь на сайт, говоришь себе «я – пиарщик» и кликаешь на соответствующую кнопку. Включается фильтр, который выдает профильные проекты.

Те кто в этом видят насилие, могут набирать в корзину курсы самостоятельно, в этом случае для пользователя будет строиться «индивидуальный образовательный трек» (термин, который я услышал от Дмитрия Пескова, но об этом ниже) – мероприятия, на которые он записался. Ничего уникального, просто распределенные по времени и по местам проекты. Но, по сути – образовательная программа, учебный курс, который пользователь сам себе составил.

Понятно, что у каждого проекта есть привязка и к своему «профессиональному профилю», а также к теме («ячейке»), которую он представляет, соответственно всегда можно пойти в глубь и в ширь.

Собственно, большинство из нас и так составляют себе этот «индивидуальный образовательный трек» и занимаются «облачным образованием», особо не задумываясь об этом.
Мы записываемся на курсы, ходим на лекции и конференции, просим дружескую консультацию, когда появляются задачи для решения которых нужны эти знания. А почему бы не формализовать этот процесс? Возможно, тогда бы он стал эффективнее. Например, появились бы целевые ориентиры, а также способ оценки эффективности происходящего.

В результате этих размышлений остался только один вопрос: по какому принципу нарезать поле знаний на кубики.

Фаза 2. Карта компетенций.

Вообще, когда я стараюсь научить кого-то своему ремеслу (навыкам писать заметки, искать темы и переупаковывать их, рассказывать истории, делать СМИ), я использую «деятельный подход». Т.е. отталкиваюсь от «операций».

Если для сферы знаний существует действие, в котором это знание выражается, оно попадает в мой пантеон, если нет – нет.

Так скажем, в ячейках, где хранится ценное для меня знание, нет темы «этика журналиста», а есть «как не обосраться в такой-то ситуации». Нет «истории журналистики на примере …», а есть, скажем, «как использовать приемы худлита, потому что это здорово повышает читабельность заметки».

На практике я поступал именно так, и это отлично работало. Но при конструировании «модели» такой метод почему-то мне показался не очень надежным, не научным что ли.
Ну, правда, что это за критерий? И где «научная база»?

И тут состоялось знакомство с Метавером, который поставил мне этих научных баз за глаза.

Подробнее об этом можно почитать в колонке Дмитрия Пескова в “Секрете Фирмы” , или этот пост в моем ЖЖ.

Вкратце, идеи, которые я вынес:

• Образование «без стен». Для получения знаний не нужно ходить в один определенный университет.
• Образование без учебной программы. Вы сами ее составляете.
• Образование без оценок. Единственно правильный способ оценки – факт, можешь ты или не можешь решить задачу, для которой тебе потребовались эти знания.
и наконец:
• Постановка во главу угла «компетенций».

Про компетенции

Компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач. (подробнее про компетенции тут)

Это очень хорошее определение, потому что акцентирует внимание на главном. Как видите, ключевой момент в определении компетенции — «действие».
А с точки зрения HR, компетенции и вовсе– стандартизированные требования к персоне, для выполнения определенной работы.

Если совсем коротко:

Компетенция есть действие, приводящее к нужному результату.

Подобный идеологический фундамент помогал мне решать следующую важную задачу:

Надоела болтовня.

Мне кажется, все уже давно почувствовали: лекции не работают, семинары не научают, проектов основанных на решении прикладных задач, реальных задач обучающихся — нет, «знания» – жупел, по выходу из класса никто по прежнему ничего не умеет. Инфотеймент – развлечение, вроде похода в кино, выйдя за дверь никто по прежнему ничего не умеет.

Наверное, это не отровение. Каждый человек знает, что научиться чему-либо можно только попробовав. Можно сколько угодно рассказывать, как пишутся заметки, но пока ты не напишешь первую, ты ничего не поймешь. Нельзя выучить php просто походив на десятидневные курсы, надо начинать писать скрипты.

Собственно в этом и заключается отличие подхода, основанного на приобретении и развитии компетенций от «трансляции знаний».

В отличии от знаний, которые являются систематизацией результатов познавательной деятельности человека и существуют в в форме понятий и представлений, компетенции определяются и выявляются только в действии.

Фактически, компетенции — это «производная» от знаний, которая характеризуют способность их применять на практике.

Также в отличие от знаний, компетенции не могут быть проявлены и оценены вне выполнения практической задачи, или моделировании такого выполнения (игры, тесты).

Знания инкапсулированы в компетенциях.

Также можно сказать, что компетенции – динамическая форма существования знаний или форма их проявления.

А все, что требовалось в проектировании проекта дальше – составить таки эти самые «карты компетенций» для выбранных нами профессий, или видов деятельности (т.е. те самые «профессиональные профили, к которым я раньше не знал, как подступиться). А затем наполнить полученные ячейки содержанием – проектами, которые помогают эти компетенции прокачивать.

У Пескова в его изложении есть много и других интересных идей, вытекающих из этого подхода. Например «Путь героя». Это когда мы считываем «карту компетенций» с «героя», например со звезды журналистики, профессионала, чья работа вызывает восхищение. Собственно, процедура асессмента известна, описана и применяется. Если можно описать качества героя, то затем можно оценить по этому лекалу свои. И, собственно, заняться их прокачкой.

Моя любимая идея – «отраслевой заказ». Заказчик профессионального образования – индустрия. Можно считать с отрасли требования к идеальному специалисту и также предложить его в качестве лекала.

• Хочешь – ориентируешься на отраслевой заказ.
• Хочешь – идешь «путем героя».
• А хочешь – формируешь собственную карту, исходя из того, что сам считаешь необходимым прокачивать.

Отчасти, эти идеи уже реализованы в проекте Metagame, который сделан для студентов МГИМО. Там можно формировать собственный профиль компетенций (из заранее введенных в систему), оценивать свой стартовый уровень, участвовать в проектах, направленных на прокачку компетенций, получать внешние оценки по результатам этих деяний, смотреть как трансфомируется «розочка» – диаграмма компетенций и получать кучу сопутствующих знаний: кто поставил эту оценку, почему, кому он ставил еще и что именно, кто круче тебя и почему. И так далее.

Дисклеймер: Метагейм оперирует в основном игровыми, а не реальными проектами (пусть создатели меня поправят, если ошибаюсь) и там человеконенавистнеческий интерфейс. Но пытливым, безусловно, будет интересно с ним познакомиться.

Что в сухом остатке:

На Рукемпе мы ожидаем дискуссию об эффективности и в принципе реализуемости подобного подхода. Подводных камней масса, не буду их описывать, оставим для очного обсуждения.
Обработав идею напильником, попробуем составить ту самую карту компетенций журналиста. Мне кажется, это будет самое интересное.
Попутно – вскрыть и проработать все интересное, что попадется под руку.

Чем дальше продвинемся, тем лучше. Это в наших общих интересах.

До встречи на Рукемпе.

About Константин Бочарский

Родился в 1972 году в Петербурге. Работал петербургских СМИ. В 2001 году по гранту Совета министров северных северных стран уехал постигать науку медиабизнеса в одну из крупнейших газет Швеции Göteborgs-Posten. Вернулся уже почему-то в Москву. Работал в Издательском доме Гребенникова, выпускал журналы о рекламе и маркетинге. Делал конференции о рекламе и медиа. Как водится, много думал. С 2004 года работаю в журнале "Секрет Фирмы". Доработался до заместителя главного редактора, придумал и с удовольствием вел блок "Идеи", посвященный трендам и инновациям. Чем занимаюсь до сих пор, время от времени меняя должности. В свободное от написания заметок время выпустил две книги: "Идеи на миллион, если повезет -- на два", и вместе с коллегами"Экстрим-маркетинг. Драйв, кураж и высшая математика". Спикер конференций посвященных медиа, маркетингу, инновациям и креативности. Ключевые темы, освещением которых занимается: бизнес-идеи, предпринимательство, тренды, инновации, капитализация идей. Блоги и сайты: "Территория Идей". Идеи, тренды, инновации. "Медиапедия". Блог о Медиа, PR и их релейшнз. Мой ЖЖ: http://bocharsky.livejournal.com. Мой Круг: http://bocharsky.moikrug.ru
This entry was posted in Концептуальное and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply