Дьявол в деталях

В страшно секретной брошюре для начинающих корреспондентов ИА РБК черным по белому сказано: никогда не спрашивайте у ньюсмейкера: «Ну что у вас новенького?» Даже без «ну» и уменьшительно-ласкательных суффиксов общие вопросы уместны разве что для разогрева собеседника.

Долгое время я полагала, что рубрика «Правила жизни» в русском Esquire – это выжимки из очень хороших интервью, взятых журналом. Пока к нам в Петербург не приехал главный редактор издания Филипп Бахтин и не рассказал, что рубрика эта – суть «огрызки чужих интервью». То есть беседы действительно имели место, просто проведены они были в разное время, в разных местах и совершенно разными журналистами. И действительно из ответов на вопросы вроде «Что вы предпочитаете на ужин по субботам» или «Правда ли, что вы боитесь хомячков», тщательно натырканных редакторами Esquire, складывались пресловутые «правила». Каким-то фантастическим образом довольно исчерпывающе описывающие спектр жизненных смыслов героя.

Но представьте, если бы мы взяли и спросили вот так вот в лоб хоть Юлия Кима, хоть Барака Обаму – а в чём смысл жизни?

Говорят, именно так и поставлен был вопрос однажды перед Евгением Гришковцом. Правда, не профессиональным журналистом, а студентом на встрече в одном из ВУЗов. Но человек-театр-и-литература, тем не менее, ответил что-то в духе: «Ну, мы же с вами считаем себя умными людьми…».

Героя-быка ни за что не взять за рога. Особенно если мы хотим получить от него красивую картинку вроде «секретов счастливой семейной жизни» или его личных норм морали.

Социологи, от которых журналистам достались все основные методы сбора информации, давно уяснили, что в ответ на вопрос «Как вы относитесь к людям с другим цветом кожи» можно получить все оттенки межнациональной благожелательности. Но попробуйте узнать мнение вашего собеседника о том, что если его дочь выйдет замуж за афроамериканца, или партнёром по бизнесу станет китаец.

Возвращаясь к рекомендациям редакторов РБК (брошюра, кстати сказать, носила скромное название “Как стать звездой”, подобные разработаны во многих информагентствах), то они советуют интересоваться деталями уже известных проектов и схем их финансирования, уточнять сроки запуска и состав команды, выяснять сбываются ли прогнозы по прибыли, если нет, то почему и так далее. Потому что на вопрос «Что нового?» вы будете получать неизменное «Все спокойно».

А на вопрос о смысле жизни темпераментный ньюсмейкер может и с ноги дать.

About Анна Грязева

5 лет в городе Новосибирске училась быть социологом. Но графоманский зуд привёл в некое издание, в котором сначала продавала рекламу, потом пописывала тексты, потом реформулировала концепцию. Затем работала копирайтером и редактором корпоративной газеты громадной фармацевтической конторы, копирайтером на радио, выпускающим редактором сибирско-казахского мужского (!) журнала. Переехала в Петербург и занялась, наконец, приличной журналистикой: 2 года проработала на питерской ленте РБК, а потом немножко в ежедневной деловой газете. Училась в киношколе при "Ленфильме" на редактора киносценариев. Итогом стало создание текста целой серии для сериала "Русский дубль", впрочем, никем так и не купленного. С тех пор кино - главная (не единственная!) несчастная любовь жизни. Потом с подругой-дизайнером придумала делать курсы про тексты и картинки. А параллельно - лекции и мастер-классы про тексты и картинки. То есть про журналистику, медиа, инфографику и разнообразный дизайн. С 2010 года - заместитель главного редактора журнала The Chief.
This entry was posted in Медиа and tagged , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply