В страшно секретной брошюре для начинающих корреспондентов ИА РБК черным по белому сказано: никогда не спрашивайте у ньюсмейкера: «Ну что у вас новенького?» Даже без «ну» и уменьшительно-ласкательных суффиксов общие вопросы уместны разве что для разогрева собеседника.
Долгое время я полагала, что рубрика «Правила жизни» в русском Esquire – это выжимки из очень хороших интервью, взятых журналом. Пока к нам в Петербург не приехал главный редактор издания Филипп Бахтин и не рассказал, что рубрика эта – суть «огрызки чужих интервью». То есть беседы действительно имели место, просто проведены они были в разное время, в разных местах и совершенно разными журналистами. И действительно из ответов на вопросы вроде «Что вы предпочитаете на ужин по субботам» или «Правда ли, что вы боитесь хомячков», тщательно натырканных редакторами Esquire, складывались пресловутые «правила». Каким-то фантастическим образом довольно исчерпывающе описывающие спектр жизненных смыслов героя.
Но представьте, если бы мы взяли и спросили вот так вот в лоб хоть Юлия Кима, хоть Барака Обаму – а в чём смысл жизни?
Говорят, именно так и поставлен был вопрос однажды перед Евгением Гришковцом. Правда, не профессиональным журналистом, а студентом на встрече в одном из ВУЗов. Но человек-театр-и-литература, тем не менее, ответил что-то в духе: «Ну, мы же с вами считаем себя умными людьми…».
Героя-быка ни за что не взять за рога. Особенно если мы хотим получить от него красивую картинку вроде «секретов счастливой семейной жизни» или его личных норм морали.
Социологи, от которых журналистам достались все основные методы сбора информации, давно уяснили, что в ответ на вопрос «Как вы относитесь к людям с другим цветом кожи» можно получить все оттенки межнациональной благожелательности. Но попробуйте узнать мнение вашего собеседника о том, что если его дочь выйдет замуж за афроамериканца, или партнёром по бизнесу станет китаец.
Возвращаясь к рекомендациям редакторов РБК (брошюра, кстати сказать, носила скромное название “Как стать звездой”, подобные разработаны во многих информагентствах), то они советуют интересоваться деталями уже известных проектов и схем их финансирования, уточнять сроки запуска и состав команды, выяснять сбываются ли прогнозы по прибыли, если нет, то почему и так далее. Потому что на вопрос «Что нового?» вы будете получать неизменное «Все спокойно».
А на вопрос о смысле жизни темпераментный ньюсмейкер может и с ноги дать.