Питерским коллегам повезло. 14 апреля у них будет лекция Федора Шумилова про инфографику.
Я был на его выступлении на конференции “Газетный дизайн”. Федор оказался живым воплощением того, обо что ломаются все копья в дискуссиях об инфографике. Он на самом деле нашел способ, как решить проблему взаимного неинтереса журналистов и художников. Ну, знаете, как это бывает: художник никогда не читает заметку и тупит, просасывая смыслы. Журналист не имеет ни малейшего понятия о визуальном языке и подает информацию так, что это только губит ростки слабой заинтересованности художника.
Федор решил проблему просто: он делает все сам. В смысле и репортерскую работу тоже. Так устраняются потери при переносе. На лекции он наверняка коснется этого вопроса и может вам повезет: расскажет, как ездил на какие-то предприятия Ленводоканала, архивы и насосные станции, чтобы сделать интересный разворот про очистные сооружения (или что-то вроде того). И как собирал в архивах данные о реальных размерах и каких-то еще важных деталях архитектурных объектов, которые стали героями другой визуализации.
Собственно это именно то, что нужно: “визуальная журналистка”.
Как-то на той же конференции “Газетный дизайн” выступал арт-директор португальской газеты Expresso (премия за лучший редизайн) Марко Греко. Его история была во многом похожа на кейс коллеги – датского арт-директора Сорена Ниеланда из газеты Politiken: та же устаревшая верстка, мусор и мельтешение на полосах. Те же проблемы с взаимоотношениями служб. И собственно похожие шаги по их решению: объединение этих людей в единый рабочий организм.
Помню, он рассказывал, что одну из лучших инфографик (она была как-то связана с самолетами) его художник сделал после того, как полдня проторчал в аэропорту, ожидая вылета. Так возникли эмоции и сопричастность. Так делаются хорошие заметки. Наверное, хорошая инфографика делается по тем же рецептам.
Другая история была про то, как однажды Марко отправил вместе с репортером и фотографом “в поля” еще и иллюстратора. Они делали сюжет про ветровые электростанции. И художник, увидев воочию, что представляют собой гигантские ветровые фермы, побывав “внутри” и лично принявш участие не только в разведке натуры, но и сборе фактуры (интервью, уточнение цифр, отбраковка идей, поиск “интересенок” и пр.) сделал шикарный проект. На конференции Марко демонстрировал его, как один из лучших проектов газеты.
А вот редакция барнаульской газеты “Свободный курс” придумала такой ход: отдала двум своим фотографам репортерские колонки. “Вы же по городу ходите, сюжеты ищите, много интересного видите, так? Вот и рассказывайте”,– сказали им. К слову, редизайн “Свободного курса” — еще один выдающийся пример трансформации газеты.
Посмотрите эту презентацию. Фотографов колумнистов найдете на слайде 27. Это очень интересный кейс, в ту же копилку, где уже лежит история про Politeken, а скоро появятся еще. Изучайте.
…только не удивляйтесь, что на левой полосе нет фотографии фотографа. Это дизайнеры прососали.
Ну, а мы продолжим. Здорово, если художник принял такое же участие в производстве заметки (сбор фактуры, поиск идеи, выстраивание сюжета), как и журналист. Здорово, когда репортер знает, что и как нужно передать художнику, как научиться думать и разговаривать на его языке. Но в жизни идеал редко встретишь. Точнее каждый идет к нему своим путем.
Федор Шумилов нашел свой способ.
Не знаю, будет ли он рассказывать про это на лекции. Но, в любом случае, рекомендую ее посетить. Некоторые его работы и истории про них можно найти здесь.
Неудивительно, что Федя делает репортерскую работу сам. Он ведь изначально журналист и, если не ошибаюсь, учился в питерском университете на филфаке. Мы с ним вместе в газете “Час Пик” начинали. Я даже не знала, что теперь он видный художник и дизайнер:) Молодец
О, вот оно, днк профессии))