Последние выходные октября прошлого года (31 октября – 1 ноября 2009) я провел на конференции «Газетный дизайн» в РИА Новости. И то ли от того, что я последнее время сам не свой от всего визуального (инфографика, иллюстрации, макеты, шрифты) и нарастающей веры вот в эту идею, а также от того, что главный двигателем этого проекта была Света Максимченко, решил этими выходными пожертвовать.
Все выходные я вставал в 7.30 и возвращался около восьми вечера – я не смог пропустить ни одного выступления, и оставался даже на заключительные слова.
Дело в том, что я правда верю в торжество визуального, которое трансформирует макеты современных СМИ. Этому может быть много разумных объяснений, но мне нравится самое простое: люди любят, когда красиво и поощряют тех, кто эту красоту им дает.
В качестве трофеев я вынес с конференции презентации, комментарии докладчиков, а также собственные впечатления. Эти презентации — отличные кейсы, демонстрирующие логику и технологию наиболее ярких трансформаций европейских СМИ последних лет, а также наши, российские кейсы, которые мало в чем им уступают.
Начну с датской Politiken. Презентация достаточно подробная и понятная. Но мне жалко тех комментариев и реплик, которые я успел записал, слушая ее в исполнении арт-директора газеты Сорена Ниеланда. Так что вот вам оригинал:
Разбор полетов под катом.
1. Преамбула. История превращений.
Politeken – датская газета, которая издается с 1 октября 1884 года. Я специально взял калькулятор и вычел 1884 из 2010, получилось 126 лет. Вот уж кому обидно слышать все эти разговоры о смерти бумажной прессы.
Как сейчас модно говорить, ДНК изменений был заложен с рождения. В 1905 году Politeken совершила первый редизайн, подстроившись под интересы читающих женщин.
Как вы думаете, что в этом макете такого уж «женского»? Вот и наши потомки будут, наверное, с таким же недоумением изучать наши концепции, макеты и идеи «редизайна» или «ребрендинга».
Сегодня тираж Politiken – более 100 тыс. экз. при населении Дании в 5,5 млн человек. Если соотнести эти пропорции с Россией, то при наших 140 млн получим 2,5 млн экз. Ну, Европа и особенно Скандинавия всегда были «газетными»
Следующий важный редизайн газета пережила в 1945 году.
Как комментирует это Сорен Ниеланд:
Strong visual frontpages
А вот такой она стала уже в 2005 году:
Что же случилось потом? И как редакция сформулировала задачу, стоявшую перед Politiken?
Случилось примерно понятное: плавное и систематическое падение аудитории, параллельно с миграцией ее в интернет, рынок СМИ изменился, активами же газеты остались:
Yesterday’s news
и
Outdated look
Чего хотели добиться?
В Politiken использовали наиболее понятную метафору для каждого датчанина: связанную с рыбой.
Старое издание сравнили с красной икрой и поименовали ее содержание как
An article of necessity (см. слайд 16).
Новую сравнили с черной икрой и назвали
An article of luxury
Интернет же версию сравнили с голубой макрелью: вещью хоть и заурядной, но очень любимой каждым датчанином, как пояснил Сорен. Предметом ежедневного обихода, который тем не менее потребляют с удовольствием, испытывая к нему глубокое чувство симпатии.
Стратегию сформулировали как:
We reinvent the print Politiken.
We invest in and upgrade our website politiken.dk
И вот еще занятное дополнение:
We transfer staf!
Это история про то, как специалисты разных служб прошли дополнительную, или, скажем так, перекрестную стажировку в отделах, которые они раньше считали скорее своими оппонентами, чем партнерами: редакция vs художники, художники vs фотослужба и пр.
Результат же должен был выглядеть так:
2. Как?
The design method: A radical rethink, сombining Insight Stories and News Overview.
Первым делом решили взяться за печатную версию.
Cash Cow!
Что не устраивало сразу: каша. В том числе и на первой полосе (см. слайд 34).
Чтобы “сделать все правильно”, задались вопросом “Кто мы?”. И ответили на него так:
- Мы умеем писать! (слайд 36). Т.е. “таки, да, у нас будут тексты для вас”.
- У нас есть мнение! (слайд 37). Собственная точка зрения, особенно на острые вопросы, авторские колонки, которые так любят читатели.
- Мы умные! (слайд 38).
- Eyecontact! (слайд 39). Ставка на фото: фотографии должны быть большие, замещать текст и в смысле пространства и нести самостоятельную нагрузку: смысловую или эмоциональную.
- Факты. Посмотрите слайды 40 – 41. Собственно с помощью одной фотографии пары строк справочного текста рассказывается целая история и поднимается актуальная проблема. При этом, поданный таким образом материал невозможно не заметить.
- Ввели “сornerstones” – визуальные акценты, блоки в углах полосы, которые ее “держат”.
На внутренних полосах контент разделили на три группы: обзоры, инсайты и рекламу.
С некоторые полосами в плане рекламы поступили радикально:
Ad free
И обратите внимание на тот же “eyecontact”.
Как это ни удивительно, но чуть ли не до 2006 года реклама в газете размещалась абы как (тот же самый “What a mess!”, что и с первой полосой). После редизайна были приняты строгости: теперь реклама размещается только в виде такой вот перевернутой буквы “Г”, а дырки — если возникают — затыкаются с помощью home ads (см. слайд 51).
Идеи для подачи рекламных блоков современной газете нужны не меньше, чем идеи для подачи редакционных материалов. Результат: An elegant ad page!
Слайды 54 – 57 посвящены шрифтам. Про них у меня записана такая цитата:
Мы выбрали шрифт Capitolium, который был разработан еще в 60-х годах. Мы потратили кучу времени и денег на его редизайн. Сначала полгода обсуждали подходит ли он нам или нет. Потом все же решили купить. Но когда купили, оказалось, что он ниже, чем нам надо: мы любим высокие шрифты, а этот был низкий. Слава богу наш дизайнер работает быстро, ему потребовался всего месяц, чтобы его переделать. Правда это снова стоило нам кучу денег.
Интересно, сколько именно?
Больше шрифтов, использующихся в газете для разных целей, их оригинальные и доработанные версии см. на слайдах 54 – 57.
Этот беременный мужчина – шеф-редактор Politiken, на которого все в ней молятся. Уж больно он большой весельчак и придумщик. История с его беременностью – фейк. Так был обыгран юбилей газеты и ее редизайн, которым редакция была беременна.
А это редакция вышла на улицы общаться со своими читателями – узнавать, как им понравился номер после редизайна. Интересно, чтобы я услышал выйдя так с новым номером “Секрета Фирмы” после нашего редизайна.
Штучные обложки
Собственно дальше идет блок про творчество. Рутинное, ежедневное творчество. Идея в том (и потом ее подтверждали представители практически всех СМИ переживших подобное перевоплощение — и питерский ДП и барнаульский “Свободный курс” и португальская Expresso): мало один раз придумать и внедрить крутой дизайн, надо всегда оставаться креативным – каждый номер. Подстраивать номер под повестку дня, делать так, чтобы и первая полоса и внутреннее оформление, подача, иллюстрации, макет обыгрвали то, про что пишет газета.
Вот например “вся правда о датском дизайне”.
Цитата:
Датчане уверены, что они лучшие в дизайне, потому что 50 лет назад мы изобрели кресло spawn-chair. (…пауза…) надеюсь юмор понятен?
Когда темой номера была – объединение Латинской Америки, дали заголовок на первой полосе на испанском.
А когда в Дании случилось землетрясение… цитата:
Как-то нам крупно повезло: в Дании случилось землетрясение, крохотное – его практически никто не заметил. чтобы отпраздновать это событие, мы наклонили K…
Внутренние, тематические полосы
Хочешь быть креативным, не ограничивайся обложками:
Это — статья про компании Marime, они везде любят лепить цветочки. Когда мы писали о них, мы даже изменили лого второй тетради. Посмотрите.
А это открытие второй тетради — про панк-рок: все взорвали, колонки перепутали. Нашли баланс между хаосом (анархией) и организацией.
– А это наша “газетная книга”,– говорит Сорен. — Ее написал датчанин, вернувшийся с войы в Ираке. Наши политики были против ее публикации. Тогда мы напечатали ее в газете. Получиллсь 16 полос в полном газетном формате А2. Плюс мы рассказали о том, как власти препятствоали ее публикации.
Номер раскупили мгновенно. После этого целый ряд руководителей армии и в правительстве были отправлены в отставку.
И после паузы:
— Зачем мы это сделали? Просто защищали свободу печати.
А это фотография со свадьбы: парень пришел с войны с обожженным, практически отсутствующим лицом. Но его невеста от него не отказалась. Тем не менее, посмотрите на нее, уверен, в этой истории все не так просто.
И вот еще про фотографии:
Либо вы печатаете фото крупно, либо оно вовсе не выходит
Посмотрите сами — слайды 79 – 90.
На слайдах 88, 89, 90 — фото известных датских женщин-политиков. Заметка для которой делались фото, рассказывает об их мечтах. Согласно этой идее, газета убедила женщин позировать с закрытыми глазами. К слову, одна из них — практически контролирует парламент. Интересно было бы сделать такую серию с Грызловым, Мироновым и Слизкой.
Сначала перепредумайте бумагу, потом получите премию World’s Best Designed Newspaper, а затем займитесь перепридумыванием перепридумывания.
Опять же этим, порой не очень понятным нам ходам — воскресным приложениям, трансформацией досугового раздела, каким-то секциям с рецептами и той же “газетной книге” — посвящена четвертая часть презентации (см. слайды 97 – 116). Думаю, если захотите – сами разберетесь, где там “вау”, а по мне так “вау” тут одно – постоянно вставать на сторону читателя и придумывать, придумывать, придумывать, искать то, что ему может быть интересно и вслед за этим “интересно” каждый номер трансформировать газету.
3. Результат.
И показывает слайд, из которого следует, что тираж вырос… на 0,03%.
— Вам смешно? — спрашивает он. — Какого черта, главное – вырос!
И потом уже серьезно добавляет, что последние 20 лет тиражи датских газет только падали. А в этом году общий тираж датских газет снизился на 7%. А у нас вырос. В конце концов не важно насколько. Вырос значит вырос.
4. Редизайн сайта.
Когда мы взялись за редизайн нашего сайта, мы перевели в веб-подразделение 30 человек. Они занялись контентом. И наш сайт стал лучшим в Дании среди всех сайтов утренних газет. Мы разрабатывали дизайн три года, а потом еще отложили запуск из-за технических проблем. Пришлось, например, выбрать новый шрифт, который был web-safe -– чтобы задуманный нами образ текста не искажался в Интернете. Оказалось, что здесь нам больше всего подходит Georgia, он похож на Capitolium.
Посмотрите слайды 124 – 133.
И вот мне еще фраза понравилась: “эстетика клика”:
В Интернете правит эстетика клика(click estetic), на странице должна быть масса модулей, ссылок, окошек по которым можно кликнуть.
И конечно, король мобильного контента – iPhone.
Мы первыми среди датских СМИ сделали сайт для мобильных телефонов – в 2007 году, поэтому когда в 2008 году в Дании появился первый iPhone, мы были готовы. Нам не стоило большого труда адаптировать сайт. Мы были единственными среди всех датских СМИ, поэтому именно наш сайт привлек и внимание (его обсуждали), и читателей.
Почему именно iPhone?
iPhone создан для того, чтобы делать на нем еще что-то помимо звонков. Например читать новости.
Более 73% всего мобильного трафика, который мы получаем, приходит к нам с iPhone. Наверное, это не только от того, что сам iPhone такой замечательный (хотя это так), дело еще и в том, что мы специально делали сайт под него.
Мы спрашивали читателей и они помогли нам подобрать приятные сочетания цвета, формы, шрифта и все это сделано в стилистике iPhone.
Мы научились подавать новости так, чтобы их было удобно читать именно на этом устройстве.
Что дальше? Возможно, Kindle?
Этот неожиданный опыт ставит перед нами новые интересные вопросы: а что если Kindle вовсе не является устройством завтрашнего дня для медиа? Маршал Маклюэн как-то говорил, что «бог знает как долго люди, встречая новую технологию стремятся использовать ее старым, привычным способом».
Зачем возвращаться назад? Зачем переделывать новые технологии под старые привычки, зачем пытаться упаковать их в старые рамки?
Ну и напоследок:
Всегда помните, что мы хотим превратить издание в черную икру. Но не будем забывать и про голубую макрель.
Всем удачи, делайте крутые медиа.
Ссылки по теме:
Они взяли какое-то жуткое дешевое шоу и подняли его на высший уровень искусства
Зачем редактору дизайн?
Спасибо огромное! Я уж думал никогда не больше увижу обещанных на конференции презентаций :) Пожалуйста, продолжайте!
Отличная история. Спасибо!
Поправьте, пожалуйста, «адоптировать» -> «адаптировать».
Комментарий можно удалить. :)
Роман, спасибо! Поправил ))
Замечательный и даже заряжающий на работу пример.) Спасибо.
>мы наклонили Е…
или таки К? (;
2namwons
о, спасибо. промахнулся))
поправил
Две мысли после прочтения:
1. Это очень романтичная история с точки зрения теории развития систем. Такие издания как Politiken напоминают последних мастеров, которые строили парусники. Это были великие люди, и они строили великие корабли. Все знания, накопленные человечеством за века хождения под парусом, были собраны в них. Самые легкие, самые быстрые, самые красивые. Громады парусов, несущиеся над штормовым миром… великолепная картина!
И все это великолепие уступило место под солнцем грязным, вонючим пароходам, бездарно шлепающим по воде своими колесами.
Посмотрите на Politiken – да такую газету рука не поднимется выбросить после прочтения! Красота! Видно, что люди вложили душу (и не раз), чтобы сделать ее еще чуточку умнее, красивее и полезнее. И весь этот труд всего лишь позволяет газете пока еще удерживаться на гребне падающей вниз волны. Но это не может продолжаться долго – пройдет несколько лет, и подобно своим менее удачливым коллегам, Politiken начнет считать падение тиража десятками процентов в год.
И что идет на смену этой красоте? Рубленный слог “клиповых” электронных статей, вместе с которыми надо успеть скормить читателю хотя бы маленькую порцию дешевой интернет-рекламы.
2. Почему Politiken два раза молодцы – в полном соответствии с той же самой теорией развития систем, они используют накопленные ресурсы: деньги, опыт, ум команды для того, чтобы вскочить на новую медиа-волну. И закономерно делают в этом успехи. В итоге, это позволит им грустить по медленно умирающему старому бумажному изданию, попивая пиво с сосисками, или что там у них в Дании принято. Не умрут, короче, а успешно реинкарнируют в новом интернет-обличьи.
А ваши издания как готовятся к смене медиаэпохи?
Спасибо огромное!
Прекрасный материал. И отличный пример.
Кстати, вы видела http://infograms.ru/ ?
Что можете сказать?