Зачем редактору дизайн?

Бывает, возьмешь в руки журнал или газету, а читать его никак не получается. Бывает, даже тема цепляет и тексты потенциально интересные, но низкосортный дизайн, низкокачественные фото и ошибочная верстка — и всё, держать в руках невозможно. Я всегда была убеждена, что никакие самые распрекрасные журналистские тексты никто не будет читать без хороших иллюстраций и дизайна.

Это поняли еще более 30 лет назад в США, где появилось Общество газетного дизайна (в 1978 году), впоследствии переименованное в Общество новостного дизайна (Society for news design, SND). Еще тогда они заговорили о визуальной журналистике, об информационной графике, о взаимодействии текста и дизайна в издании. Конечно, газетный дизайн существовал и до SND, но профессиональное объединение газетных дизайнеров заставило американских редакторов обратить внимание на дизайн.

В 1990 году результаты первого исследования Eye-Track, проведенного Poynter Institute, показали, что 80% читателей прежде всего воспринимают дизайн полосы, 75% во вторую очередь рассматривают фото, потом заголовки — 56%, подписи к фото и выносы — 29%. А внимания к текстам — 25%. Тогда стало очевидно, что плохой дизайн, плохие фото, плохие иллюстрации убивают хорошие тексты (плохие тексты, к слову, спасти нельзя никак). И плохой дизайн — это не только и не столько тот, что «некрасивый», а тот, что не рассказывает никаких историй и не дополняет, не поясняет, не обогащает журналистский материал.

 

Во многих российских редакциях такого понимания не возникло до сих пор. Редакторы не обращают внимания на дизайн и не участвуют в его создании, не считаются с арт-дирекцией, не обсуждают с дизайнерами тексты до их написания, не думают об использовании инфографики, пишут огромные тексты, не пишут информационные подписи к фотографиям, не интересуются информационным дизайном. Всё это страшные преступления против читателя.

В дополнение моих слов редакторы и дизайнеры из разных газет и журналов ответили на вопрос «Зачем редактору дизайн?»:

Гейл Грин, управляющий редактор газеты National Post (Канада), президент Society for News Design в 2008 году:

«Иллюстрации, дизайн — часть рассказывания историй. А редакторы и дизайнеры работают хорошо, когда вместе думают о наилучшей визуальной ее реализации. Насколько много должно быть дизайна? Будет ли история более доступной читателю с визуальными разбивками и врезками? Как насчет боксов с фактами? Или графиков?

Редакторы играют главную роль в дизайн-процессе, потому что лучше всех знают тексты и то, как эти тексты должны быть поданы. Если они задаются этими вопросами, то истории, которые мы пытаемся рассказать, только выигрывают.

Даже самые прекрасные и сильные тексты, поставленные на полосу без иллюстраций, визуального привлечения внимания — утонут, пройдут мимо читателя. Аналогично, красивый и стильный дизайн, который не имеет отношения к тексту, задержит внимание читателя лишь на секунду. Редакторы и дизайнеры должны работать вместе, чтобы быть уверенными, что контент подходит дизайну, но также и чтобы вдохновлять друг друга, расширять границы креативности и повышать уровень визуальной и текстовой журналистики в издании».

Дмитрий Сурнин, главный редактор газеты «Мой район», основатель конкурса и конференции «Газетный дизайн» в России:

«Редактору дизайн для того, чтобы газету читали. Чтобы привлекать внимание к тем материалам, к которым нужно его привлекать. Чтобы доносить информацию наиболее эффектным и эффективным способом. Чтобы организовывать через дизайн процесс производства и менять культуру работы в редакции».

Игорь Садреев, шеф-редактор журнала FHM:

«Мы продаем читателю не вордовский файл, а упакованный продукт. Дизайн — это упаковка, которая должна привлекать внимание. Можно продавать шоколадные конфеты в целлофановых пакетах, а можно — в коробочке с шелковой лентой. Второе будут покупать лучше. Впрочем, сравнение немного хромает. Функция дизайна шире. Он должен не только продавать, но и работать на общее понимание. Грамотный визуал помогает усвоить сказанное в тексте и рождает новые смыслы. Как правило, арт-директора не любят читать тексты, следовательно, работать нужно именно что в связке: обсуждать, показывать, спорить. Иначе получится упаковка шоколадных конфет, внутри которой лежат гвозди».

Федор Шумилов, работал в «Деловом Петербурге» дизайнером инфографики и выпускающим редактором, сейчас работает в собственной студии «Паровоз»:

«Зачем редактору дизайн? Затем же, зачем дизайнеру журналистика. Затем, что нормальный профессиональный дизайнер должен не квадратики со стрелочками переставлять, а понимать, откуда пришел этот материал, зачем он появился в газете, кто именно герои конкретной статьи. То есть понимать и уважать труд журналистов, да и сам быть журналистом, по большому счету. По той же самой причине и редактор должен понимать,что дизайнер — это не живая приставка к компьютерной мышке и не робот для верстки. Дизайн — ремесло прикладное и служит для того, чтобы читателям было удобно, легко, комфортно читать газету. В конце концов,вся команда: и репортеры, и фотокорреспонденты, и дизайнеры, и корректоры, и секретарь редакции далеют одно дело — один конкретный выпуск газеты каждый день. И когда один будет за всех, а все за одного, и случится это необъяснимое чудо, которое называется Газетой».

Тимур Юсупов, газетный дизайнер, работал арт-директором в газете «Труд»:

«Современные новости уже давно перестали быть просто текстом. И простое размещение текста на полосе совсем не гарантирует, что читатель сделает над собой усилие и прочтет его от корки до корки. Его надо заинтересовать, предоставить все удобства для получения информации, красиво рассказать историю, создать верный эмоциональный фон для восприятия. Зацепить.

И здесь очень важно, чтобы редактор мог представить, как может выглядеть его история на полосе, какими средствами она может быть разыграна уже в тот момент, когда только собирает информацию. А затем передать свое видение дизайнеру, чтобы достичь максимальной эффективности воздействия. Для читателя огромное значение имеет не только слово, но и как оно выглядит. Известны случаи, когда большой текст о событии в последний момент заменялся эффектным фоторядом с небольшими комментариями. И это вызывало больший резонанс у аудитории. Или история в буквах плавно превращалась в инфографику — визуализированный рассказ. Быть может еще не требуется, чтобы дизайнер начал писать, а журналист — рисовать, но очень здорово, когда каждый из членов команды знает чуть больше, чем предусмотрено его прямыми обязанностями. Такое знание, несомненно, добавляет эффективности совместной работе».

Шестая конференция «Газетный дизайн» пройдет 31 октября — 1 ноября в Москве, в здании РИА «Новости». Редакторы и журналисты are welcome. Участие бесплатное, необходима регистрация. 

About Светлана Максимченко

Главный редактор газеты «Акция» и других изданий холдинга «Акция масс-медиа» (журналы «Городовой»: «Формула Кино», «Успешный» и др.). Региональный директор Всемирного общества новостного дизайна (Society for news design) в России, сопредседатель оргкомитета конкурса и конференции «Газетный дизайн», координатор ЖЖ-сообщества о газетном дизайне в России. Также автор блога о бесплатной прессе FreeNewspapers.ru. Родилась в 1980 году в Москве. Окончила Финансовую академию при Правительстве РФ (факультет Кредит, специализация «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг»). Была одним из создателей газеты «Акция» в 2001 году. В ЖЖ: lit-wonder
This entry was posted in Дизайн and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply