При составлении этого рейтинга слов-паразитов я собирался включить туда еще один пункт: слова, не несущие смысла, абстракции. Но посвященная абстракциям глава в книге Александра Колесниченко «Прикладная журналистика» настолько хороша, что мне просто жалко стало сокращать ее до одной реплики. В результате вот. Рой Питер Кларк, лестница абстракций и нормировочная таблица из глаголов, людей и существительных. Будьте конкретнее, не пишите по понятиям.
*****
Автор принципа “Территория слова” [см п. 14] Рой Питер Кларк ввел еще одно понятие – «лестница абстракции». Что это такое? Попробуйте представить себе лестницу. У вас это легко получится. А теперь попробуйте представить себе абстракцию. У вас не получится ничего. Картинка не возникнет. Вот у нас и получилась «лестница абстракции», внизу которой находятся конкретные предметы, которые можно легко представить, вверху – абстрактные понятия, которые представить невозможно. На эту лестницу можно поместить любое слово, и чем ниже оно окажется, тем легче будет читателю понять его значение. Если же слово окажется высоко, то читателю придется напрячься, чтобы понять текст. А если «абстрактных» слов будет много, велика вероятность, что текст покажется непонятным, заумным и читатель его попросту бросит.
По линии «конкретность – абстрактность» Л.А. Дмитриев в книге «Законы творчества» разделяет все слова на четыре группы: образы, понятия, термины и категории.
Образ – это нечто конкретное, единичное, что можно точно представить, например конкретный дом, в котором вы, читатель, живете, конкретная книга, которую вы сейчас читаете. Да и вы сами – конкретный человек с именем и фамилией.
Понятие – это нечто общее и изображаемое, например дом, книга, человек, мужчина, женщина. Понятие всегда можно нарисовать схематично, как в детской считалке: «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик – получился человечек!» Глядя на такой рисунок, любой скажет, что там изображен человек. Но если мы скажем, что там изображен конкретный Иванов Иван Иванович, нам ответят: «Не похож». Потому что Иванов Иван Иванович – это образ, а человек – понятие.
Термин – это нечто общее и неизображаемое, например архитектура, строительство, флора, фауна, демократия, личность, рабочий класс. Как только в тексте появляется термин, скорость чтения сразу же замедляется.
Она замедляется еще больше, когда в тексте появляются категории – слова, которые, в отличие от терминов, невозможно обобщить. Примеры категорий – пространство, время, скорость, материя, энергия, масса. По возможности категории в тексте не следует использовать вовсе.
Немецкий ученый Людвиг Райнер (Ludwig Reiner) выявил соотношение между использованием в тексте различных типов слов и понятностью этого текста (см. табл).
Уровень понятности | На 100 слов приходится | ||
активных глаголов | людей | абстрактных существительных |
|
Очень легко понять | 15 и более | 12 и более | До 4 |
Легко понять | 13–14 | 10–11 | 5–8 |
Понятно | 9–12 | 6–9 | 9–15 |
Трудно понять | 7–8 | 3–5 | 15–20 |
Очень трудно понять | 6 и менее | 2 и менее | 21 и более |
Как следует из этой таблицы, абстрактные слова (термины и категории) использовать можно, но в очень небольших количествах (5–15%) от общего количества слов в тексте. Если же доля абстрактных существительных превышает 20%, это сигнал к их немедленному сокращению. Иначе текст однозначно окажется непонятным.
*****
Скачать Pdf “Прикладной журналистики” можно тут
Купить хард-копи здесь
7huwdxai9e
Простите, но лестница абстракций – все-таки изобретение Кожибского. Поправьте, если не прав.