Хочу спросить журналистов, ушедших в пиар: «Каково оно»?
Наталья Умнова, координатора проектов агентства PRP Group
Будущий переход журналиста в пресс-службу какого-нибудь «крупного» и «быстрорастущего» российского или международного холдинга, по крайней мере, в мою бытность репортером, сопровождался обычно множеством иллюзий и массой предрассудков: «Дескать, с моим приходом копания станет более открытой, уж кто-кто, а я смогу точно придумать много хороших информповодов или no comments может сказать только ничего не понимающий недотепа».
Окунувшись в повседневную работу специалиста по связям с общественностью, вы понимаете, насколько велики разница и критерии оценки работы хорошего репортера и пиарщика. Уходя в пресс-службу какой-нибудь компании вы начинаете заниматься совершенно другой работой и критерии, по которым вас будут оценивать вряд ли будут совпадать с теми, которые применяли ваши бывшие редактора, коллеги и ньюсмейкеры.
На новой работе умение первым найти хороший инофрмповод уже не самое главное, здесь часто косо смотрят на тех, кто приходит сильно позже установленного начала рабочего дня, а иногда появляется в офисе в джинсах и даже хорошо знакомые по работе в газете ньюсмейкеры в повседневной работе становятся несколько иными людьми.
Чтобы переквалифицироваться из хорошего репортера в хорошего специалиста потребуется многому научиться.
Конечно, в первое время такие качества репортера, как умение соблюдать дедлайн, компоновать и писать тексты, общительность, умение, четко формулировать мысли на бумаге очень сильно помогают. Однако постепенно погружаясь в работе бывший журналист постигает и другие тонкости работы: организация различных мероприятий, подготовка корпоративных брошюр и бюллетеней (хорошие тексты здесь уже не самое главное), написаний многочисленных тезисов и позиций, подготовка мероприятий. В PR поиск хороших информповодов и написание релизов составляет лишь маленькую толику работы.
Да и открытость компании желание генерить информационные поводы часто оказывается совсем не тем, чего хотят от вас собственники бизнеса или менеджеры.
На что важно обращать внимание при переходе? Если вы хотите поработать в этой индустрии всерьез и надолго, узнайте об особенностях работы как можно больше заранее. Неоценимы здесь окажутся ваши бывшие коллеги, которые, как правило, охотно встретятся и поделятся советами, каких ошибок следует избегать и с чего лучше начать новую работу. И чем больше таких разговоров у вас будет, тем лучше.
Есть несколько хороших книг о PR, написанных иностранными авторами. Я раздарил несколько толстых книжек, например, изданных «Имидж-Контактом» под названием
“Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз” (авторы Даг Ньюсом. Джуди Ван Слайк Терк, Дин Крукеберг).
Особенное внимание придется уделить дресс-коду. Одна «восходящая звезда российской журналистики» в первый же день работы пресс-секретарем в крупной компании умудрился попасть на юбилей генерального директора. В джинсах, модной майке и кедах он чувствовал себя несколько неловко среди людей в дорогих костюмах с запонками и галстуками.
Я бы избегал другой ошибки, которую совершили многие бывшие коллеги-репортеры: переход пусть и на большие деньги в малоизвестные или маленькие компании. Как это ни странно, одним из лучших мест, где можно получить хорошие навыки и понять, как правильно устроена индустрия, являются те самые международные, в особенности, табачные компании, которые часто ругают за традиционную закрытость. Очень хорошее понимание о правильных навыках работы лучше получать в компаниях, где уже сформированы профессиональные пресс-службы и многое можно подсмотреть и подучиться у коллег.
Сергей, спасибо за ответ. А можете ли еще добавить, как вы налаживаете отношения со своими бывшими коллегами (в смысле вообще с журналистами, а не из вашего конкретного издания)? С какими трудностями в этом плане вам приходится сталкиваться?
И что можете посоветовать в этом смысле пиарщикам, которые не были журналистами?
Спасибо.
Обычно тем меньше трудностей, чем с более профессиональным человеком встречаешься. Перед встречей стараюсь делать “домашнюю работу” – запасяться информацией, которая может представлять для них интерес. Хорошие репортеры всегда заинтересованы в хороших историях, хотят узнать, как устроен рынок или какие-то подробности события, которое либо уже случлись, либо про которое много говорят. Хорошие истории, рассказанные не только про свою компанию – обычно самое нужное при общении…
Не зазнавайся, даже если у тебя нет никаких заслуг
Hе иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега.
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Человек уже давно находится в заблуждении
Познавательно, конечно. Только вот почему как пример приведена именно табачная компания? Я всегда считал, что в пример надо приводить именно компании, профессионально занимающиеся только PR. Их немного, и они практически никому неизвестны. Такие компании организовывают выборы, например…