Я долго работал журналистом, а потом редактором в разных известных деловых газетах и журналах. И всегда учил своих бойцов, что ньюсмейкеры – они совсем не такие, как мы, представители медиа. То, что кажется интересным нам, им кажется ну совсем неинтересным, и наоборот. Но у вас-то свои интересы, говорил я репортерам: наколбасил заметку, редактор отвязался, ну и пошел пиво пить или еще чем-то полезным занялся.
– А что же делать, если у ньюсмейкера совсем нет новостей? – Тогда крути его, вытягивай новости, а если совсем нет, спроси о планах, которые они обещали реализовать год назад. Не реализовали? – стало быть отказались. Отказались – а почему? Вот тебе и заметка рисуется.
Так рассказывал я своим парням, и у меня, понятно, был свой, редакторский интерес – полосу забить. Конечно, хочется сделать это хорошими новостями, ну или, на крайняк, нормальными. А если лето? А если единственный приличный текст забрали вперед? Вот и отказывались компании от своих планов на страницах газеты. Регулярно, надо сказать, отказывались.
Но вот, как обычно бывает в фильмах категории B, прошел год. И я уже вовсе не редактор в газете, а занимаюсь маркетингом, рекламой, пиаром и прочими вопросами в одной крупной девелоперской Компании. Как всегда не вовремя (а журналисты, как я теперь понял, всегда звонят не вовремя) раздается звонок из регионального представительства одной Очень Важной Газеты.
– Николай, скажите, год назад ваша компания заявляла о строительстве объекта в Липецке. На какой стадии он находится?
Поясню: данный Проект родился из странного диалога Нашего Самого Главного и регионального журналиста на какой-то тусовке: «Липецк вам интересен?» – «В целом да». «А сколько построите?» – «Ну тысяч 250». Естественно, журналист написал сенсацию о выходе Крупного московского Девелопера на рынок Липецкой области, а мы в компании посмеялись и думать про этот Липецк забыли. А тут звонит журналист и на полном серьезе спрашивает – как мол дела? Читай: где объект-то парни. Я естественно, как настоящий мудила-пиарщик, отвечаю ему:
– Наша компания рассматривает разные возможности развития бизнеса в данном регионе, однако принципиального решения еще не принято.
Журналист, как нормальный парень, уточняет:
– Николай, так вы уже год как изучаете, что ж до сих пор не построили ничего?
Я ему, как честный парень, отвечаю:
– Ну мы посмотрели там показатели всякие, ВРП и прочее, решили, что пока не будем форсировать проект, а сосредоточимся на более интересных рынках.
Журналист – мне (явно с блеском в глазах – заметка пришла!):
– То есть вы заморозили проект?
Я, понимая всю тему:
– Нет, что вы, мы рассматриваем разные возможности развития бизнеса в Черноземье, в том числе и в Липецке, но решения пока нет.
Журналист (якобы смирившись с отсутствием заметки):
– А какие регионы в Черноземье еще вам интересны:
Я – ему (почти в это поверив):
– Ну, Воронеж интересен.
Журналист – мне (явно, опять с блеском в глазах):
– А почему Воронеж?
Я – ему:
– Ну, самый развитый регион в Черноземье, товарооборот растет, сети скоро придут, потребление увеличивается, то се.
Он – мне:
– А когда может быть реализован проект?
Я – ему:
– Ну, года через два, но решений никаких не принято, мы изучаем возможности развития бизнеса … (и все такое).
Дальше парень быстро прощается и обещает перезвонить попозже. Перезванивает часов в 6 вечера и бодрым голосом мне говорит:
– Я хочу зачитать ваш комментарий.
– Ну, читайте.
– Как сообщил Николай Дицман, компания не планирует строительство комплекса в Липецке: «Однако при более внимательном изучении местного рынка мы поняли, что не сумеем найти достаточного числа арендаторов».
Ну и прочую мою лабуду зачитывает, завершая все тем, что я не исключаю выхода в Воронежскую область.
Я, как нормальный пиарщик, не хочу заранее обижать властей Липецкой области, потому говорю ему:
– Напишите: на данный момент не планирует, а в будущем не исключает экспансии в этот регион или Воронежскую область.
Он мне отвечает:
– ОК.
Я – ему:
– А вы что – бриф планируете?
Он – мне:
– Ну да, примерно.
На следующий день я читаю в Газете следующий материал: (название компании и сектор недвижимости, где мы работаем, убрано)
(Девелопер) споткнулся в Липецке
Компания может перенести проект строительства логистического комплекса в Воронеж
Московский (Девелопер) заморозил в Липецке проект площадью 250 тыс. кв. м с объемом вложений $120 млн. В компании ситуацию объяснили тем, что в регионе нет высокого спроса, способного обеспечить наполнение проекта. Не исключено, что компания перенесет проект в Воронеж. По мнению экспертов, Липецку не нужен такой масштабный комплекс, а в Воронеже компанию ждет серьезная конкуренция.
Директор по маркетингу Компании Николай Дицман вчера подтвердил, что компания отложила реализацию замыслов в Липецке на неопределенный срок. Ранее девелопер планировал начать в 2008 году строительство в регионе комплекса площадью 250 тыс. кв. м с объемом вложений $120 млн и сроком окупаемости семь-восемь лет. По предварительным оценкам, отложенный спрос в Липецке вближайшие четыре года должен был составить минимум 500 тыс. кв. м. «Однако при более внимательном изучении местного рынка мы поняли, что не сумеем найти достаточного числа арендаторов», – сообщил господин Дицман. «Потребность города составляет не более 50 тыс. кв. м, а мы реализуем проекты не менее чем по 100 тыс. кв. м», – пояснил Николай Дицман, добавив, что интерес компании к Черноземью остается высоким. Он не исключил, что в результате Компания построит комплекс не Липецке, а в Воронеже, который и по уровню развития розничной торговли, и по территориальному расположению выглядит более предпочтительным для размещения масштабных проектов.
Ну и дальше всякие комментарии экспертов.
К чему я рассказываю эту историю? Понятно, что писать им было не о чем. Понятно, что журналист, может, и осознал, что темы нет – хотя далеко не факт. Понятно, что редактору нужно было забить полосу, а время было 6 вечера. Все это понятно. Но посмотрим на сухой остаток.
Фактически моя компания как не планировала ничего строить ни в Липецке, ни в Воронеже, так и сейчас не планирует. А в искаженной картине медиазеркала получается, как будто мы уже буквально экскаваторы в Липецк привезли, яму под фундамент вырыли, а потом – раз, передумали, и везем всю эту хуйню в Воронеж на больших железнодорожных платформах. И именно в этот момент журналист решил мне позвонить, и узнать как дела.
Поэтому, мои дорогие бывшие коллеги, хочу сказать вам: в погоне за затыканием дыр старайтесь не забывать, что помимо медиаизмерения есть и другая, настоящая реальность. И наша общая задача – сделать так, чтобы отличий между этими двумя мирами становилось меньше, а не больше.
Pingback: МедиаПедиа - Инструкция для авторов — 2005
А ведь может быть и так, что мы со своим медиаизмерением сформируем реальность. Представь, прочитает руководство твоей компании эту заметку и подумает: “Черт, а чего это мы, действительно, не планируем ничего строить в таких прекрасных городах, как Липецк и Воронеж?” И построит:)
У вас будут новые объекты, у журналиста повод написать новую заметку, и наступит тогда всеобщее благоденствие.
Нормальная заметка получилась у журналиста. Планы – это особая материя такая, и писать о планах – отдельный, не слишком трудный, жанр. Потому что:
1. Говорить о каких-либо планах применительно к реальному миру вообще трудно. Вот, представим, два девелопера – Дицман и Кацман (помню такого :)). Первый сидит и скрупулезно изучает ВРП и прочие показатели, уверенный, что все равно никто ничего тут строить не будет. А Кацман ничего не изучает, просто ему именно сейчас строить хочется. Он закрывает глаза и видит экскваторы, колоннами шагающие на стройку века. Кто более правдиво ответит на вопрос журналиста, говоря всего лишь то, что думает в данный момент? Ведь ХЗ, что будет там дальше в обоих случаях. Мир – гораздо менее детерминированная штука, чем нам иногда кажется.
2. Есть куча “мудростей” типа “за базар отвечай” и “слышал звон, да не знает, где он” или “единожды совравши”, или “сидит Гоголь на дереве и матерится”. Вот, ляпнул Главный что-то там. Почему бы и не отнестись к его словам серьезно? Он же Главный, а не баба Маня. А проблема интерпретации сказанного – это не медийная проблема, но общечеловеческая. И зачем отказывать медийной отрасли в человечности? Чем она человечней, тем ближе к реальному миру.
Это хорошо, когда можно писать на отвлеченную тематику. Нет новости, ну, и ладно, что-нибудь всегда можно придумать. Как это будет восприниматься, и каким будет разрыв между реальностью и медиа реальностью, уже второй вопрос. А что писать журналистам специализированных изданий, когда есть четко заданная тема, а материал отсутствует? Я реально не совсем представляю, как можно выкрутиться. Ил превратить специализированный журнал в очередное издание обо всем и не о чем? susvet.info
2 Vadik Teselkin:
Согласен, но моя история больше не про причины, а про следствие – искаженную картину мира. Мне бы хотелось, чтобы она была менее искаженной в реальности, и чтобы медиа не превращались в “черный ящик” или “вещь в себе”, как бы прикольным этот ящик изнутри не казался :))
Pingback: Инструкция для авторов « My Weblog