«Малиновое» образование

Сколько лет уже работаю в самых разных СМИ, а так ни разу не пришлось участвовать хоть в каком-то тренинге за казенный счет. Никого не виню: в основном, конечно, таких тренингов не предлагали сами работодатели, но были и случаи, когда существовала теоретическая возможность поучиться, но я ее не использовал, не хватало времени. Честно говоря, не знаю, как выглядит ситуация сейчас, но по слухам ничего не изменилось. Если забыть на время о книжках по менеджменту, то нас по-прежнему не хотят лично тренировать, или мы не хотим этого сами. И зря.

Наверняка, у многих из вас есть бонусные карты «Малина». Суть их такова: оплачиваешь товары и услуги у их партнеров (супермаркеты, аптеки, сеть заправок и т.п.), тебе на карточку падают баллы, а когда баллов будет достаточно, то можно выбрать приз (что-то вещественное, или услугу). Так вот, по «Малине» я за год уже раза три был в московском тренинговом центре «Сити Класс» (и еще один раз – за свои деньги, благо обучение стоит недорого – от $50 за трехчасовой курс; и стоит того). Там есть разные курсы, от умения готовить суши и до рисования. Из четырех раз тренинг не оправдал мои ожидания только единожды. Что, согласитесь, неплохо!

Больше всего (после курсов рисования) запомнился последний из пройденных тренингов – «Управленческая эффективность руководителя». Нас, слушателей, собралось человек 7, все из разных отраслей (от финансовой компании до сети фитнес-клубов), добрая половина – руководители отделов персонала. Большая часть описанных на тренинге (скорее он походил на лекцию) проблем универсальна для всех отраслей. Я же, естественно, перенес все, что там описывали, на нашу журналистику. И вот что получается…

В России есть несколько крепких журналистских школ, с традициями, при успешных издательских проектах. «Коммерсантъ», Independent Media, «АиФ», «МК» и другие – всем эти бренды известны. Почему же так мало появляется новых? Вспомните, например, сколько новых проектов появилось за последние 10 лет после кризиса 1998 года в деловой прессе? (пальцев двух рук хватит). И сколько из них и поныне успешны? (достаточно пальцев уже одной руки). И это притом, что рекламный рынок растет вслед за потреблением опережающими темпами. По данным АКАР, за 10 лет с 2001 по 2011 год весь рынок рекламы вырастет в 10 раз. Хорошо, сегмент прессы растет медленнее, но это также неплохие цифры: более чем в 3 раза за 6 лет с 2001 года по 2006-й, и в 5 раз – к 2011-му. Почему количество и качество медиапродуктов не поспевают за желанием рекламодателей тратить на них деньги?

Да, у медленного роста есть свои объективные ограничители, их можно обсуждать и спорить о них. Но один из них неоспорим абсолютно – это кадры. Может, перечисленные выше журналистские школы устали их ковать? Или причина в чем-то другом? Как бы то ни было, ситуация в ближайшее время не станет лучше. Звоночек первый, самый тревожный для журналистской тусовки: в ЕГЭ больше не будет обязательного сочинения. Значит, и готовиться к нему на протяжении всего обучения школьники не будут. Звоночек второй: люди начинают работать рано (в журналистике, и в топовой журналистике тоже, есть примеры 16-летних обозревателей и 18-летних главредов). Ситуация вообще напоминает знаменитый фильм «Звездный десант» Пола Верховена: только наши ряды выкашивают не пауки-мутанты, а банальный кризис среднего возраста, который наступает сейчас у людей в 22-25 лет – они уже все знают, всего достигли, и продолжать им просто неинтересно. Но и это полбеды. Новых людей на рынок будет поступать вообще все меньше. Целое десятилетие с 2010 по 2020 год наш рынок труда (и не только журналистского) будет переживать глубочайшую демографическую яму.

И что с этим делать? Первый рецепт от тренеров «Управленческой эффективности» – нанимать «седых тигров». Леонид Бершидский, запустивший «Ведомости», как-то удивлялся, что одного из представителей «старой школы», работавших у него, не уволили (хотя все к тому шло), а переманили. Так вот, это становится трендом. А рецепт второй – учиться учить. Новые люди, которые будут приходить на наш рынок, не лучше и не хуже, чем те, кто работает на нем сейчас. Они просто другие. Они знают себе цену (в буквальном смысле – вспомните о демографическом кризисе), и у них будет выбор, куда идти работать. Вообще, новые, передовые идеи возникают у людей довольно рано, в основном лет до 20-ти. Мне тут вспоминается отраслевая конференция контент-провайдеров (компаний, которые торгуют картинками и музыкой в обмен на дорогостоящие SMS) прошлым летом в «Ренессансе». Организаторы придумали крышесносительную идею – собрать живую панель из школьников – потребителей MoCo-услуг. Залу можно было задавать им вопросы, и они более-менее правдиво отвечали на них. А потом один из них признался мне в кулуарах, что даже сама постановка вопросов, которые мы задавали, была неправильной. И начал перечислять десятки названий музыкальных групп, художников, других исполнителей – которые их интересуют на самом деле. В каталогах контент-провайдеров этих произведений нет до сих пор. И еще он сказал, что сам бы организовал подобную компанию, и она, не сомневаюсь, имела бы определенный успех.

До сих пор сотрудникам требовалось неоправданно долгое время для реализации – нужно было учиться, расти, доказывать что-то себе и окружающим. На «рынке работника» все с точностью до наоборот. Предоставьте сотруднику возможности для самореализации, и вы получите лояльность с его стороны. Вообще, снова возвращаясь к «Управленческой эффективности», в управлении есть 4 взаимосвязанные вещи – само желание руководить, технологии (сколько мы понаписали правил, как писать заметки!), ценности (их нужно прививать) и последнее, возможно, самое главное, – контекст (то есть видение руководителя, его опыт). До сих пор неписаным правилом корпоративного управления было «не делись контекстом» – если не хочешь, чтобы твой подчиненный возглавил тебя. Может быть, настало время отредактировать эту точку зрения? И не только эту.

About Сергей Коляда

Родился в 1980 г. С 2000-го - в российской телекоммуникационной/ИТ-журналистике, прошел все ступеньки, набил кучу шишек )). Поэтому с 2008-го работаю в телеком/ИТ-журналистике зарубежной. Веду аналитический сайт Capital&ICT (www.capital-ict.com, "Капиталист") - об инвестициях в российские ИТ, телекоммуникации и медиа. Моя должность - издатель, директор по исследованиям. Отвечаю за аналитику, спецпроекты, рекламу, помимо "Капиталиста" пишу в ряд ведущих российских деловых СМИ.
This entry was posted in Коммуникации, Концептуальное, Труд and tagged , . Bookmark the permalink.

1 Response to «Малиновое» образование

  1. grayf24 says:

    И куда же пойдет эта армия одаренных, но которые “уже все знают, всего достигли, и продолжать им просто неинтересно”?
    Насчет рекламы в бумажных изданиях – да, рост этой отрасли замедляется. Самая бурнорастущая реклама сейчас наблюдается естественно в он-лайн изданиях. Но не надоест ли она обывателю?

Leave a Reply