Туфтология

К сожалению, у многих бывают проблемы с логикой. Они ведут к появлению бредовых фраз. В этот раз рассмотрю частный случай — тавтологию, при которой в компактной фразе автор дважды доносит до читателя одно и то же. Буду краток и просто приведу примеры того, как писать НЕ НАДО. Примеры из реальных текстов о бизнесе. Итак:

  • Налоговые отчисления в казну
  • Разместить IPO
  • Вложить инвестиции
  • Корпоративные акции
  • Акции голубых фишек
  • Падение доллара на валютном рынке
  • Подорожало в цене
  • Дешевая цена
  • Фондовый и финансовый рынок
  • Компании и банки
  • Финансово-банковская сфера
  • Вышестоящее начальство
  • Акции и ценные бумаги
  • 90% процентных платежей
  • Дисконт к рынку
  • Инфляция цен (зарплат)

И так далее. Вещи это очевидные, но практика показывает, что далеко не для всех. Ну, а для бизнес-журналиста хромающая логика смерти подобна.

About Олег Анисимов

Родился в Петербурге, закончил ф-т Экономической теории и политики Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Работал в газетах "Деловой Петербург" и "Коммерсантъ-СПб", был собственным корреспондентом по Северо-Западу газеты "Русский телеграф". С ноября 2002 года - главный редактор газеты "Финансовая Россия". С 3 марта 2003 года - главный редактор журнала "Финанс." ( в него была преобразована газета). Мой ЖЖ: oleg-anisimov.livejournal.com Мой Круг: http://OlegAnisimov.moikrug.ru/ Журнал Финанс: www.finansmag.ru
This entry was posted in Медиа and tagged . Bookmark the permalink.

10 Responses to Туфтология

  1. могу наврать, но вроде бы в “Семнадцати мгновениях весны” был такой момент.

    Диалог Штирлица и Мюллера.
    Штирлиц заканчивает свою реплику словами “…и каждый должен полностью отвечать за свои дела и поступки”.

    Мюллер разворачивается, уходит. Потом оборачивается и после паузы говорит: “дела и поступки — это одно и то же”.

    Эта история для меня уже во многом мифологизирована (так что я уже сам не помню, что допридумал, а что было в кадре на самом деле), но именно с ее помощью я объясняю своим авторам все кейсы про тавтологию.

  2. Кстати, надо выделить два вида тавтологии.

    1) одно и то же (дела и поступки)
    2) целое и часть (геометрические фигуры и квадраты).

    Для второго случая есть специальное название?

  3. не знаю.
    если нет — можно дать этому явлению имя самого запущенного в этом плане автора))

    …я тут стал для развлечения упражняться в выдумывании таких туфтологий.
    пока лидирует “скидочный дисконт”

  4. Олег, мне кажется, тут еще дело в психологии. Ведь общеизвестно, что автор (кроме профессионалов экстра-класса) слепой по отношению к своему тексту. Сконцентрирован на содержании и не видит очевидные огрехи формы. Для этого, в сущности, и нужен редактор (не считая тематической повестки).

    Я сам порой сдаю текст, потом приезжаю домой, залезаю на сайт смотреть его и замечаю кучу огрехов, которых не видел три часа назад. Хотя “дешевая цена” – это, конечно, ниже плинтуса.

  5. бывает, конечно, у всех, но у профессионалов гораздо реже

  6. Anton Pichugin says:

    Не совсем понятно про “Акции и цб”?

  7. Акции – это частный случай ценных бумаг. Мы же не будем писать “воздушные шарики были цветными и красными”

  8. для второго вида “тавтологии”, конечно же, есть название.
    чаще всего применяется прием “логические круги”.
    Допустим, круг понятия “яблоки” и “красные фрукты” частично пересекаются между собой, а круг понятия сорт яблок “Победитель” находится внутри их пересечения.
    Или – круг “журналисты” включает в себя “журналисты SM” и сам может быть полностью включен в круг “сотовые абоненты”. И т.д.

  9. спасибо! буду оперировать понятием “логические круги” теперь

  10. Меня, конечно, сейчас, закидают камнями юридически подкованные люди, но всегда раздражала фраза “штраф в виде налогов и пени”. Такие вещи, рождаясь в юротделах и выливающиеся в пресс-релизы, как мне кажется, там же должны и оставаться.

Leave a Reply