К сожалению, у многих бывают проблемы с логикой. Они ведут к появлению бредовых фраз. В этот раз рассмотрю частный случай — тавтологию, при которой в компактной фразе автор дважды доносит до читателя одно и то же. Буду краток и просто приведу примеры того, как писать НЕ НАДО. Примеры из реальных текстов о бизнесе. Итак:
- Налоговые отчисления в казну
- Разместить IPO
- Вложить инвестиции
- Корпоративные акции
- Акции голубых фишек
- Падение доллара на валютном рынке
- Подорожало в цене
- Дешевая цена
- Фондовый и финансовый рынок
- Компании и банки
- Финансово-банковская сфера
- Вышестоящее начальство
- Акции и ценные бумаги
- 90% процентных платежей
- Дисконт к рынку
- Инфляция цен (зарплат)
И так далее. Вещи это очевидные, но практика показывает, что далеко не для всех. Ну, а для бизнес-журналиста хромающая логика смерти подобна.
могу наврать, но вроде бы в “Семнадцати мгновениях весны” был такой момент.
Диалог Штирлица и Мюллера.
Штирлиц заканчивает свою реплику словами “…и каждый должен полностью отвечать за свои дела и поступки”.
Мюллер разворачивается, уходит. Потом оборачивается и после паузы говорит: “дела и поступки — это одно и то же”.
Эта история для меня уже во многом мифологизирована (так что я уже сам не помню, что допридумал, а что было в кадре на самом деле), но именно с ее помощью я объясняю своим авторам все кейсы про тавтологию.
Кстати, надо выделить два вида тавтологии.
1) одно и то же (дела и поступки)
2) целое и часть (геометрические фигуры и квадраты).
Для второго случая есть специальное название?
не знаю.
если нет — можно дать этому явлению имя самого запущенного в этом плане автора))
…я тут стал для развлечения упражняться в выдумывании таких туфтологий.
пока лидирует “скидочный дисконт”
Олег, мне кажется, тут еще дело в психологии. Ведь общеизвестно, что автор (кроме профессионалов экстра-класса) слепой по отношению к своему тексту. Сконцентрирован на содержании и не видит очевидные огрехи формы. Для этого, в сущности, и нужен редактор (не считая тематической повестки).
Я сам порой сдаю текст, потом приезжаю домой, залезаю на сайт смотреть его и замечаю кучу огрехов, которых не видел три часа назад. Хотя “дешевая цена” – это, конечно, ниже плинтуса.
бывает, конечно, у всех, но у профессионалов гораздо реже
Не совсем понятно про “Акции и цб”?
Акции – это частный случай ценных бумаг. Мы же не будем писать “воздушные шарики были цветными и красными”
для второго вида “тавтологии”, конечно же, есть название.
чаще всего применяется прием “логические круги”.
Допустим, круг понятия “яблоки” и “красные фрукты” частично пересекаются между собой, а круг понятия сорт яблок “Победитель” находится внутри их пересечения.
Или – круг “журналисты” включает в себя “журналисты SM” и сам может быть полностью включен в круг “сотовые абоненты”. И т.д.
спасибо! буду оперировать понятием “логические круги” теперь
Меня, конечно, сейчас, закидают камнями юридически подкованные люди, но всегда раздражала фраза “штраф в виде налогов и пени”. Такие вещи, рождаясь в юротделах и выливающиеся в пресс-релизы, как мне кажется, там же должны и оставаться.