Елочка

Обычно структуру новостной заметки изображают «перевернутой пирамидой» – треугольником или трапецией с основанием вверху и вершиной или меньшей стороной внизу. Я предлагаю другую схему, которую условно назвал «елочкой». По аналогии с тем, как лыжник влезает в гору или скользит коньковым ходом.

Идея «перевернутой пирамиды» – начинать с самого важного и затем переходить к менее важному. Т.е. предложения должны идти друг за другом по убыванию информации или смысла, как спортсмены после забега располагаются в соответствии с занятыми местами или от брошенного камня расходятся по воде круги.

Но проранжировать все смыслы, одновременно корреспондируя их с сутью новости – задача практически нереальная.

В лучшем случае это применимо для коротких новостных сообщений (5-7 предложений на 20-30 строк), где можно распределить по важности ответы на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?).

При написании же более длинных заметок, как правило, текст разбивают на блоки «информповод», «значение», «подробности», «цитаты», «позиции сторон», «комментарии экспертов», «контекст» и др. Ни о каком следовании «перевернутой пирамиде» в ее классическом смысле речь уже не идет. Разве что принято, к примеру, ставить подробности события ближе к началу, а комментарии экспертов и статистику аналогичных случаев – ближе к концу. Или сами блоки начинают с тезиса, а затем следуют факты или цитаты, на которых основан этот тезис. Получаются миниатюрные «перевернутые пирамиды», которые потом можно сокращать от конца к началу, оставляя тезис с урезанной цитатой в косвенной речи или только тезис либо только урезанную цитату. Но сам текст напоминает уже не большую «перевернутую пирамиду», а ожерелье из маленьких пирамидок вместо бусинок.

Кроме того, «перевернутая пирамида» заставляет втискивать в начало текста все, что кажется важным. В результате начало оказывается перегруженным и трудным для восприятия, а чтение оставшегося текста – бесполезным, так как эта часть содержит только детализацию и аргументацию уже сказанного. Разумеется, есть заметки, в которых интересной информации хватает на весь текст. Но часто, к сожалению, бывает по-другому.

Альтернативную схему, которую я называю «елочкой», еще можно было бы назвать «кочаном капусты». Начинаем с первого шага или с кочерыжки. Это суть новости, сообщение, переданное одним предложением, как будто у нас на большее нет места. Теперь второй шаг или первый капустный лист. Это аспект события, который раскрывает событие в новом свете. Потом будет следующий и следующий аспекты, и так до бесконечности, как до бесконечности можно шагать «елочкой» или наращивать капустный лист. Но можно и остановиться в любом месте, и тогда то, что осталось позади, окажется полноценным текстом.

Для примера разберем сказку «О рыбаке и рыбке», по которой я учу студентов писать новости. Суть события здесь такова: «У разбитого корыта осталась старуха, которую Золотая рыбка сделала царицей, и которая захотела быть еще и владычицей морскою». Теперь первый аспект – причина, побудившая Золотую рыбку угождать старухе. «Выполнять желания старухи Золотая рыбка стала после того, как старик поймал ее и отпустил обратно в море».

Продолжим скольжение: «Первое желание старухи было скромным – новое корыто. Затем желания шли по нарастающей – изба, дворянство, царский титул и, наконец, возможность напрямую управлять Золотой рыбкой. Параллельно ухудшалось отношение старухи к старику, которого вначале старуха обзывала «дурачиной» и «простофилей», потом побила, а потом старика чуть не зарубили старухины стражники. На последнее желание Золотая рыбка отреагировала молча, только море поменяло цвет с синего на черный, и разыгралась буря. Для себя старик не просил у Золотой рыбки ничего. Старик и старуха прожили в землянке 33 года, занимаясь рыболовством и рукоделием. Поймать Золотую рыбку старику удалось с третьего раза, до этого невод дважды приходил с тиной и с травою морскою».

Все предложения – это самостоятельные мини-истории, которые складываются в текст, как капустные листы складываются в качан, оставаясь при этом отдельными листами.

Поэтому плотность текста не снижается от начала к концу, и у читателя остается стимул читать заметку целиком. Более того, каждый новый поворот темы по-другому раскрывает событие, как в детективе решение одной загадки порождает другую. Поэтому «елочка» может сделать написание новостей легким, а чтение – увлекательным.

About Александр Колесниченко

Родился в 1976 году. Работаю журналистом - с 1996-го. С 2003-го - в газете "Новые Известия", сейчас - замредактора отдела политики. Опубликовал около 30 статей в специализированных изданиях о журналистике - журналах "Среда", "Журналистика и медиарынок", "Стратегия и практика издательского бизнеса". В 2004 году окончил заочное отделение журфака МГУ, в 2007-м защитил диссертацию по использованию исследований аудитории в управлении изданием. В 2008-м написал учебник "Прикладная журналистика". Мой ЖЖ: http://kolesni4enko.livejournal.com
This entry was posted in Концептуальное, Медиа and tagged . Bookmark the permalink.

5 Responses to Елочка

  1. Вадик Теселкин says:

    История про рыбку, согласен, остроумная. А методики преподавания – одна другой стоят. Кочана-то не получилось.

  2. Саша, а начало заметки “Я предлагаю другую схему, которую условно назвал «елочкой»” означает, что это твое изобретение и никто так никогда не делал?
    …не обладая доказательной базой, предположу, что такое вряд ли возможно. Все когда-то и где-то уже было…

    Или надо понимать эту реплику, как то, что ты презентуешь нам уже известный, описанный принцип, просто имеешь в виду, что он редко используется, непопулярен и пр. И ты предлагаешь активнее его применять.

    В любом случае, хотелось бы (если можно) примеры того, как и где это применяется в жизни (можешь дать ссылку на статью, которая написана таким образом), если у этой идеи есть история — можешь ли дать небольшой исторический экскурс, ну и последнее: писал ли ты сам заметки таким образом. Если да, то опять же буду рад ссылке.

    Спасибо
    Костя

  3. Вадику:
    Дело не в конкретном качане, а в идее, в концепте. Он, мне показалось, получился. Пример же можно подобрать потом. Здесь дедукция, а не индукция.

  4. Косте:

    Лично мне “елочка” пришла, как инсайт. Шел по улице, думал и потом вдруг увидел эту схему.

    У других нигде в таком виде не читал. Хотя идея, наверное, уже высказывался. Был бы сам благодарен, если кто-нибудь даст ссылку на что-то похожее.

    Т.е. придумал сам, но на авторство {велосипеда} не претендую.

    С заметками в ближайшее время собираюсь экспериментировать. Мне кажется, должно получиться.

  5. Pingback: CREshka.ru - креатив для коммерческой недвижимости. » Написание коммерчески

Leave a Reply