Любимая ж… механика Гаврилова

У меня есть коллега, который частенько страшно занят. Ну, ты же понимаешь, у нас такая ж…, – объясняет коллега полную невозможность заняться другими важными делами. Участок работы, за который отвечает человек, действительно важный. Но если посмотреть на ситуацию как бы из космоса, то становится понятно, что даже в случае его отпуска:
a) не начнется мировая война;
b) небо не упадет на землю;
c) пришельцы не прилетят (не должны).
Были случаи, когда ответственного коллегу подменяли другие сотрудники. И небо тоже не падало.
Так вот. Со своей ж… коллега не расстается, скажу больше – беззаветно ей предан. Как это выглядит? Скажем, случился за околицей кризис – жизнь наполнилась смыслом. Все побежали, задвигались, полетели искры, повалил пар. Мне кажется, что в эти моменты он по-настоящему счастлив: мобилизован, собран, продуктивен и энергичен. Его труд востребован, как никогда, начальство прислушивается к словам и вчитывается в презентации, окружающие смирно дожидаются своей очереди с решением своего вопроса. В очередь!.. – тут ж… нарисовалась! В общем, работается легко, с душой, с полной самоотдачей. Потому как ж… же.
Бытует теория, что мобилизационный подход – вообще, есть особенность русского менеджмента. Работать 24 часа в сутки под прессом, навалившись всем миром, и полностью расслабляться, если над головой не висит вышеупомянутый объект.
Первый раз я задумался о порочности такого подхода сразу после прихода в Вымпелком в 1999 году. Тогда первым вице-президентом компании работал Станислав Шекшня, уже прошедший школу международных компаний, таких как Otis. Станиславу я обязан замечательной фразой, которая греет меня и по сей день: «Работать надо не до 12, а головой»! – сказал как-то топ-менеджер, непривычно рано – по вымпелкомовским меркам – уходя домой из офиса.
Конечно, он не открыл Америку: тайм-менеджмент, планирование, расстановка приоритетов, делегирование и прочие международные практики стали нормой корпоративной жизни. Но не для всех. Многие по-прежнему с нескрываемой гордостью говорят о стахановских посиделках в офисе и боготворят героев корпоративных кризисов или общекомпанейских строек, приуроченных к важному событию.
Конечно, люди, сутками не спавшие, чтобы запустить сеть в новом городе или актуальный продукт на рынок, заслуживают уважения. Но сам по себе героизм (кроме всем очевидных ситуаций, связанных с угрозой жизни людей их здоровью etc), явление глубоко не правильное и вредное. Героизм на работе – очень часто следствие плохого расчета, ошибок в планировании и прочих уже перечисленных проблем в области менеджмента.
В PR подобное можно встретить сплошь и рядом. Выражается это в героическом тушении корпоративных пожаров, ночных бдениях, авральном стиле решения проблем со стороны компании. Проблем, которые уже стали очевидны всему миру, и о которых написано во всех газетах. Причина – реактивный подход к коммуникациям, когда действия предпринимаются, как ответ на изменения окружающей среды.
Часто это срабатывает, ведь в мобилизационном менеджменте мы весьма преуспели. И, вероятно, поэтому, мало что меняется. Я провел не один мастер-класс по кризисному менеджменту и разговаривал с разными аудиториями. Задавал действующим и будущим PR-специалистам одни и те же вопросы: есть ли у них в компании политики по кризисному реагированию и кризисным коммуникациям, есть ли специальные люди, структуры и алгоритмы работы при наступлении часа X? А в ответ, как говорится, чаще всего тишина. И я не тешу себя надеждой, что мои проповеди сильно изменят ситуацию. Во-первых, мы и сами, увы, учились «проактивному» подходу переосмысливая собственные авралы.
Во-вторых, «проактивность» очень хороша в теории, но тяжела в реализации. Она требует высокой дисциплины исполнения, а, главное, высокой мотивации, чтобы в мирный период методично готовиться к войне: заниматься составлением всяких алгоритмов, ключевых сообщений, планов действий, которые могут и не пригодиться. Может быть, в следующий раз нас пронесет?

About Михаил Умаров

Родился в 1971 году в Калининграде. Окончил факультет "двигатели летательных аппаратов" Московского авиационного института. «Университет Билайн», Лондонскую школу PR. Проходил стажировку в компании Telenor (Норвегия). В 1994–1997 гг. работал корреспондентом, специальным корреспондентом, обозревателем газеты «Коммерсантъ-Daily». В 1997–1998 гг. – обозреватель, заместитель начальника отдела бизнеса газеты «Русский Телеграф» (холдинг «Интеррос-Медиа»).1998 г. – обозреватель, заместитель начальника отдела экономики газеты «Известия».С 1998 г. работаk в компании «ВымпелКом», сначала на должности пресс-секретаря, затем – руководителя службы по связям с общественностью. С 2009 года -- генеральный директор PR-агентства Comunica. Автор книги "PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное" Livejournal: http://godbluff-35.livejournal.com
This entry was posted in Коммуникации and tagged . Bookmark the permalink.

8 Responses to Любимая ж… механика Гаврилова

  1. telesimon says:

    Прекрасный тост, Михаил!

  2. gairi says:

    А по моему, людям просто выгодно быть в состоянии аврала. Тогда они чувствуют себя героями нашего времени :)

  3. telesimon says:

    так об этом, вроде, и идет речь…

  4. manja4ka says:

    Возможно, всё проще. В состоянии аврала люди ощущают, что они нужны. Это наполняет жизнь смыслом.

  5. gairi says:

    Сублимация, другими словами

  6. manja4ka says:

    Не совсем :) Сублимация – это всё же перевод сексуальной энергии в творческую.
    А тут просто ощущение возникает, что ты живёшь. Что-то делаешь. Что нужно и важно.

  7. gairi says:

    Это согласно Фрейду сублимация представляет собой именно это :). А вообще, в том числе и – “переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные)”.

    Когда ваш дедушка употребляет выражение “трахнул по голове”, как вы думаете, что он имеет в виду?

    Но в данном случае, все имеют в виду одно и то же :)

  8. Oleg.Makarov says:

    Когда-то я был военным.
    И мой командир в 18 часов обходя корабль всех офицеров, которые были не на вахте, спрашивал: “почему ты, дорогой друг, так хреново работаешь днём, что вынужден задерживаться после работы?”

Leave a Reply