У меня есть коллега, который частенько страшно занят. Ну, ты же понимаешь, у нас такая ж…, – объясняет коллега полную невозможность заняться другими важными делами. Участок работы, за который отвечает человек, действительно важный. Но если посмотреть на ситуацию как бы из космоса, то становится понятно, что даже в случае его отпуска:
a) не начнется мировая война;
b) небо не упадет на землю;
c) пришельцы не прилетят (не должны).
Были случаи, когда ответственного коллегу подменяли другие сотрудники. И небо тоже не падало.
Так вот. Со своей ж… коллега не расстается, скажу больше – беззаветно ей предан. Как это выглядит? Скажем, случился за околицей кризис – жизнь наполнилась смыслом. Все побежали, задвигались, полетели искры, повалил пар. Мне кажется, что в эти моменты он по-настоящему счастлив: мобилизован, собран, продуктивен и энергичен. Его труд востребован, как никогда, начальство прислушивается к словам и вчитывается в презентации, окружающие смирно дожидаются своей очереди с решением своего вопроса. В очередь!.. – тут ж… нарисовалась! В общем, работается легко, с душой, с полной самоотдачей. Потому как ж… же.
Бытует теория, что мобилизационный подход – вообще, есть особенность русского менеджмента. Работать 24 часа в сутки под прессом, навалившись всем миром, и полностью расслабляться, если над головой не висит вышеупомянутый объект.
Первый раз я задумался о порочности такого подхода сразу после прихода в Вымпелком в 1999 году. Тогда первым вице-президентом компании работал Станислав Шекшня, уже прошедший школу международных компаний, таких как Otis. Станиславу я обязан замечательной фразой, которая греет меня и по сей день: «Работать надо не до 12, а головой»! – сказал как-то топ-менеджер, непривычно рано – по вымпелкомовским меркам – уходя домой из офиса.
Конечно, он не открыл Америку: тайм-менеджмент, планирование, расстановка приоритетов, делегирование и прочие международные практики стали нормой корпоративной жизни. Но не для всех. Многие по-прежнему с нескрываемой гордостью говорят о стахановских посиделках в офисе и боготворят героев корпоративных кризисов или общекомпанейских строек, приуроченных к важному событию.
Конечно, люди, сутками не спавшие, чтобы запустить сеть в новом городе или актуальный продукт на рынок, заслуживают уважения. Но сам по себе героизм (кроме всем очевидных ситуаций, связанных с угрозой жизни людей их здоровью etc), явление глубоко не правильное и вредное. Героизм на работе – очень часто следствие плохого расчета, ошибок в планировании и прочих уже перечисленных проблем в области менеджмента.
В PR подобное можно встретить сплошь и рядом. Выражается это в героическом тушении корпоративных пожаров, ночных бдениях, авральном стиле решения проблем со стороны компании. Проблем, которые уже стали очевидны всему миру, и о которых написано во всех газетах. Причина – реактивный подход к коммуникациям, когда действия предпринимаются, как ответ на изменения окружающей среды.
Часто это срабатывает, ведь в мобилизационном менеджменте мы весьма преуспели. И, вероятно, поэтому, мало что меняется. Я провел не один мастер-класс по кризисному менеджменту и разговаривал с разными аудиториями. Задавал действующим и будущим PR-специалистам одни и те же вопросы: есть ли у них в компании политики по кризисному реагированию и кризисным коммуникациям, есть ли специальные люди, структуры и алгоритмы работы при наступлении часа X? А в ответ, как говорится, чаще всего тишина. И я не тешу себя надеждой, что мои проповеди сильно изменят ситуацию. Во-первых, мы и сами, увы, учились «проактивному» подходу переосмысливая собственные авралы.
Во-вторых, «проактивность» очень хороша в теории, но тяжела в реализации. Она требует высокой дисциплины исполнения, а, главное, высокой мотивации, чтобы в мирный период методично готовиться к войне: заниматься составлением всяких алгоритмов, ключевых сообщений, планов действий, которые могут и не пригодиться. Может быть, в следующий раз нас пронесет?
-
Archives
- July 2012
- June 2012
- April 2012
- September 2011
- August 2011
- July 2011
- May 2011
- March 2011
- February 2011
- December 2010
- November 2010
- October 2010
- September 2010
- August 2010
- July 2010
- June 2010
- May 2010
- April 2010
- March 2010
- February 2010
- January 2010
- December 2009
- November 2009
- October 2009
- September 2009
- August 2009
- July 2009
- June 2009
- May 2009
- April 2009
- March 2009
- February 2009
- January 2009
- December 2008
- November 2008
- October 2008
- September 2008
- August 2008
- July 2008
- June 2008
- May 2008
- April 2008
- March 2008
- February 2008
- January 2008
-
Meta
Прекрасный тост, Михаил!
А по моему, людям просто выгодно быть в состоянии аврала. Тогда они чувствуют себя героями нашего времени :)
так об этом, вроде, и идет речь…
Возможно, всё проще. В состоянии аврала люди ощущают, что они нужны. Это наполняет жизнь смыслом.
Сублимация, другими словами
Не совсем :) Сублимация – это всё же перевод сексуальной энергии в творческую.
А тут просто ощущение возникает, что ты живёшь. Что-то делаешь. Что нужно и важно.
Это согласно Фрейду сублимация представляет собой именно это :). А вообще, в том числе и – “переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные)”.
Когда ваш дедушка употребляет выражение “трахнул по голове”, как вы думаете, что он имеет в виду?
Но в данном случае, все имеют в виду одно и то же :)
Когда-то я был военным.
И мой командир в 18 часов обходя корабль всех офицеров, которые были не на вахте, спрашивал: “почему ты, дорогой друг, так хреново работаешь днём, что вынужден задерживаться после работы?”