Закон джунглей

Должен ли редактор всегда быть на стороне журналиста?

Есть такая вещь, довольна часто употребляемая в среде некоторых пиарщиков, – поливание грязью журналиста перед его редактором. Это когда журналист написал статью про компанию, а она недовольна. И вместо того, чтобы разбираться непосредственно с автором статьи, представитель компании начинает звонить редактору и рассказывать ему, какой журналист нехороший и непрофессиональный человек, как он оболгал всех вокруг и т. д. Некоторые, особо прыткие, звонят сразу главному редактору.

Даже если в некоторых случаях компании, поднявшей такую бучу, удается «отжать» выгодные для себя правки, абсолютно во всех случаях она проигрывает психологически. К примеру, когда я являюсь тем самым автором, на которого жалуются редактору, – моя реакция всегда будет негативной, поскольку мой ньюс-мейкер прыгает через мою голову. А это очень неприятно. Если же мне звонят, как редактору, и жалуются на автора, моя реакция также будет однозначной. Первая мысль – человек таким образом экстраполирует на редакцию стиль общения, принятый в его компании (пожаловаться, наябедничать, прыгнуть через голову и т. д.). Хорошего мнения об этой компании я уже не буду.

Но самое главное – люди, которые рассчитывают, что я приму их сторону, не разобравшись, кто прав, кто виноват, глубоко заблуждаются. Ведь с журналистом я, возможно, проработала несколько лет и не один пуд соли съела (тогда как человека на том конце провода, может, никогда даже не видела), ранее, возможно, у меня не было причин сомневаться в его профпригодности. Кроме того, я не люблю испорченного телефона — ведь на интервью я не присутствовала и свечу не держала. Ну и, в конце концов, мы с журналистом одной крови, «банда», а своих, как известно, не сдают.

Мне всегда казалось, что подобное отношение к «поливанию грязью» разделяют во всех приличных редакциях. И благодаря ему в последнее время несчастных случаев в виде жалоб на журналистов на нашей стройке стало меньше. Компании стремятся сглаживать все краеугольные камни, общаясь непосредственно с автором заметки, и за это им жирный аппаратный плюс.

И тут выясняется, что в одном крупном издании главный редактор, известный и уважаемый человек, не соблюдает закона джунглей. Если ньюс-мейкер сумел до него дозвониться и пожаловаться на журналиста, то журналист всегда и сразу будет неправ, без суда и следствия. Возможно, даже оштрафован, возможно, несправедливо. Но разбираться никто не будет. Почему? Во-первых, потому что ньюс-мейкер когда-нибудь может оказаться рекламодателем, поэтому с ним ссориться нельзя. Во-вторых, потому что «завиноватить» своего подчиненного проще, чем представителя какой-то сторонней компании.

Что в результате? Из этого издания косяками уходят люди, поскольку в такой психологической обстановке работать могут разве что роботы. Его главред уже не столь уважаемый человек, по крайней мере, в журналистской тусовке. Да и ньюс-мейкеры вряд ли проникаются большим пиитетом к изданию, если человек, отвечающий за его информационную политику, при любом раскладе сразу же берет под козырек.

И вот я думаю, хорошо было бы, если б он был все-таки один такой.

About Елена Локтионова

Родилась в 1974 году. Училась в СПбГУ, в Гётеборгском университете (Швеция). Защитила диссертацию на тему становления в России рынка маркетинговых исследований. Работала в питерских СМИ. С 2001 года живу в Москве и теперь работаю, соответственно, в московских СМИ. Последние пять лет – в журнале «Секрет фирмы». В журнале веду раздел «Частная практика», в котором рассказываются поучительные истории про компании и людей, про то, как и чем они живут, как добиваются успеха, на какие грабли наступают и как выбираются из разных передряг. Создала и веду сообщество для работающих мам "Мамы на работе".
This entry was posted in Коммуникации and tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Закон джунглей

  1. По идее, редактору надо от журналиста три вещи:
    1) статью сдавал вовремя
    2) эта статья была интересной
    3) за эту статью потом не засудили

    А по поводу злобных звонков – так журналист же не червонец, чтобы всем нравиться.

  2. ну так вот в процессе получения от журналиста этих трех вещей и возникают всякие рабочие моменты, в которых участвует редактор – в частности, общение с недовольными ньюс-мейкерами. И речь о том, что не все редакторы считают, что “журналист не червонец”.
    Меня лично от таких вещей плющит и коробит, коробит и плющит:) Об этом и пост:)

Leave a Reply