У pr-специалистов есть такой регулярный челендж — пристроить комментарий.
Это довольно забавная ситуация, когда вам звонит человек и говорит что-то вроде “Здравствуйте, нет ли у вас списка статей, тем, готовящихся публикаций? У нас есть комментарий. Не могли бы вы прислать нам эти списки — мы его куда-нибудь пристроим”.
Понятно, что никаких списков у нас нет, “пристраиваниев комментариев” редакция не занимается, да и вообще, если задуматься об этом, как о процессе, получается жутко нетехнологично и вообще довольно глупо.
Но еще интереснее становится, когда в “пристраивании комментария” включаются посредники.
Ниже — реальный асечный лог беседы межу [Журналистом] и [Одной хорошей девушкой из крупного пиар-агентства], представляющая интересны [Жутко крупной многопрофильной компании].
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА ИЗ КРУПНОГО PR-АГЕНТСТВА] (11:58 AM) :
Привет! а в сферу твоих интересов никаким боком не входит [ЖУТКО КРУПНАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ]?
[ЖУРНАЛИСТ] (12:04 PM) :
Ну, в общем, мы с ними общаемся. Если есть интересный повод – пишем. А что?
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (12:37 PM) :
Они хотят, чтобы вы запрашивал у их боссов экспертные комментарии.
[ЖУРНАЛИСТ] (12:37 PM) :
Какие?
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА]
Ну, оценки рынка и прочая.
[ЖУРНАЛИСТ] (12:41 PM) :
Почему нет. Вот, кстати, одна оперативная задача. Нужен коммент в течение трех часов по одному несложному вопросу. Сможет кто-то из боссов на него ответить? Вопрос такой: [НЕКИЙ ВОПРОС].
[ЖУРНАЛИСТ] (12:42 PM) :
что скажешь?
[ЖУРНАЛИСТ] (12:45 PM) :
???
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (12:45 PM) :
я тут, сейчас
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (12:57 PM) :
все, я договорилась. Будет комментарий через 2 часа.
[ЖУРНАЛИСТ] (01:09 PM) :
Ок, отлично. А чей будет комментарий?
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (01:42 PM) :
пока не знаю, но запросила самого главного
[ЖУРНАЛИСТ] (01:42 PM) :
:-D
[ЖУРНАЛИСТ] (01:42 PM) :
А откуда? Из какого хоть подразделения [ЭТОЙ АДСКОЙ КОМПАНИИ]?
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (02:25 PM) :
сейчас скажу. погоди.
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:05 PM) :
человек, который отвечает за дачу комментария [НЕКИЙ ИМЯ И ТЕЛЕФОН ] из агентства [ПОЧЕМУ-ТО ЕЩЕ КАКОЕ-ТО АГЕНТСТВО]
[ЖУРНАЛИСТ] (03:06 PM) :
чьего комментария-то? ))
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:06 PM) :
набери его, скажи, что из [НАЗВАНИЕ ИЗДАНИЯ] и что [МОЕ АГЕНТСТВО] напрямую вас соединило
[ЖУРНАЛИСТ] (03:06 PM) :
получается, что я жду комментария сам не знаю кого. бред какой-то
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:07 PM) :
Ну, [ИМЯ ЖУРНАЛИСТА В УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ], я тоже до сих пор не знаю. Меня попросили спросить у тебя, а этого человека я даже сама не знаю
[ЖУРНАЛИСТ] (03:08 PM) :
ну вы блин даете. Выясни, пожалуйста, что это за человек. Может быть, мы вообще зря это все затеяли
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:08 PM) :
хорошо. сейчас.
[ЖУРНАЛИСТ] (03:10 PM) :
как я буду звонить этому [ЧУВАКУ ИЗ ДРУГОГО АГЕНТСТВА]. Он же скажет, что у меня не все дома. Я ему скажу: мне тут обещали комментария сам не знаю кого, соедините меня с ним, пожалуйста… )))
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:10 PM) :
Прости меня ради бога. выглядит это все действительно курьезно-идиотически
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:11 PM) :
сейчас
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:24 PM) :
Вот! Генеральный директор [ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АДСКОГО ХОЛДИНГА, ИМЯ]
[ЖУРНАЛИСТ] (03:25 PM) :
уффф… годится!
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:26 PM) :
прекрасно. теперь следующая история. [ЧУВАКА ИЗ ТОГО АГЕНТСТВА] я предупредила о твоем звонке. Но теперь [ЭТОТ АДСКИЙ ДИРЕКТОР] на каком-то совещании, но сегодня он будет. Насколько критично этот комментарий дать именно сегодня, а не завтра с утра, например?
[ЖУРНАЛИСТ] (03:29 PM) :
Господи! я же написал два часа назад, что это оперативная задача, которую нужно решить в течение трех часов.
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:30 PM) :
Прекрасно, я втравила тебя и себя в идиотское положение, потому что коллега попросила меня спросить у кого-нибудь комментарий. Я уже час чувствую себя неловко. Могу позвонить [В ТО PR-АГЕНТСТВО] и поставить всех на уши, чтобы искал этого человека. Могу отправить их на все четыре стороны с их комментариями. Что ты мне посоветуешь.
[ЖУРНАЛИСТ] (03:32 PM) :
судя по динамике событий, проще отправить
[ХОРОШАЯ ДЕВУШКА] (03:33 PM) :
и больше никогда с ними не работать!
прости меня, пожалуйста, за этот идиотский сумбур.
[ЖУРНАЛИСТ] (03:34 PM) :
да, да…
[ЗАДУМЫВАЕТСЯ]
Офигенно.
Самое страшное, что такое часто наблюдается в больших компаниях.
Мне кажется, фишка в том, что агентства, да и отделы компаний, хотят превратить процесс пиара в технологию. И не просто в технологию, а буквально в автоматизированный технологический процесс.
Выстроить некий конвейер, куда вбрасываются исходные материалы, сырье (контакты, фразы, списки публикаций, подтверждения готовности и пр.) , а на выходе возникает продукт: заметка, упоминание и пр.
но фишка в том, что создание заметки — смысловой процесс. нелинейный.
технологии здесь конечно есть, но они скорее регламентные.
ну а когда нелинейные процессы сталкиваются с желанием загнать их в линейную (да еще и предустановленную) структуру, открывается широкое поле для всякого долбоебизма.
А почему девушку нельзя было снабдить набором готовых комментариев (с правом их корректирования в определенных пределах), чтобы она могла от лица директора давать корреспонденту, что ему нужно? Я знаю пресс-секретарей депутатов, которые спокойно комментируют от имени их шефов.
Ну, если бы эта девушка непосредственно работала на этого биг-босса, рано или подздно именно так бы все и вышло.
Либо она получала бы набор согласованных высказываний, либо дорасла до ситуации, когда зная расклад, могла бы сама формулировать позицию компании и биг-босса (это, кстати, более вероятно для компаний средних размеров, чем крупнее компании, тем выше риски)
ну а эта история о посредниках: о том, что она [мало того, что]сидит в агентстве, а не в компании, и вдобавок стала промежуточным звеном.
Инициатива наказуема. Особенно такая. А добрые дела не остаются безнаказанными. Ей надо было просто отдать телефон журналиста тому пиарщику, который просил посодействовать — чем короче цепочка, тем быстрее и с меньшими потерями проходит сигнал.
to Константин Бочарский
Уже лет так 10 точно умные дядьки пытаются систематезировать деятельность PR со всеми деталями. Бизнесу это необходимо в первую очередь для контроля качества.
История с комментариями поучительна для новичков, но всё же никогда не излечится. Потому как всегда найдётся человек, который “не в курсе событий” =)
По опыту работы 80 процентов комментариев в нормальной компании дается именно пиарщиком. Иначе ни кто ни когда не успеет дать этот коммент журналисту.
А “Ей надо было просто отдать телефон журналиста тому пиарщику, который просил посодействовать” то же мало вероятно… Одно дело когда общаются давно работающие в связке журналист пиарщик.. И другое давать контакт другому…