Наблюдения и переживания

У одной крупной российской компании в офисе есть зал ожидания. Это не РЖД, не вокзал, и не аэропорт «Шереметьево». Это фармацевтическая компания, а зал ожидания ей нужен, чтобы держать там людей, которым нужно попасть на прием к кому-нибудь из сотрудников. Например, к генеральному директору, или менеджеру по закупкам.

– Почему у вас тут очередь, как в поликлинике? – спросила я пиарщика.
– А как же может быть по-другому? – удивился он.

Вообще интересно было бы разобраться, что должно происходить в голове у людей, да и всей компании в целом, которые не видят мир без размещенного в его центре огромного зала ожидания, где каждый пришедший должен провести минимум два часа. Эдакий навечно сорванный дед-лайн. Бизнес-процесс, стрелки которого стоит один раз перевести на два часа вперед, как все сразу встанет на место. Однако компания предпочла создать такое технологическое звено, как «зал ожидания», Ну да бог с ними. Мне интересней другое.

Например, то, как однажды Андрей Иванов, редактор питерской газеты «Час Пик» пошел в туалет, а вернулся с лекцией на профессиональную тему.

Когда-то давно, в пору моих начинаний на ниве журналистики, которые происходили в питерской газете «Час Пик», мы с моим редактором Андреем Ивановым, большим выпивохой и хорошим журналистом, посетили одну вечеринку. Иванов пошел в туалет, а когда вернулся, спросил, видела ли я там «одну прикольную вещь». Что это была за вещь, я если честно не помню, да и, признаться, особо тогда в туалете ничего не рассматривала. «Настоящий журналист обращает внимание на все и везде. В любом месте и в любом состоянии. Потому что рано или поздно все может пригодиться»,– сказал Иванов и, икнув, пошел дальше. Видимо подмечать мелочи. И он совершенно прав.

Когда приходишь в компанию на интервью, надо помнить, что важны не только факты и сюжет, но также мульки и фичешки. Причем, последние иногда даже важнее. Герой заметки может скрытничать, нести околесицу или просто оказаться неинтересным собеседником. Тогда собственные наблюдения вполне способны вытянуть текст. С их помощью можно будет создать образ компании, атмосферу и настроение. А данные… данные, так или иначе у вас будут. В конце – концов, мы живем в век информации, не так ли?

Мне нравятся два определения жанра «репортаж»: «Рассказ очевидца, содержащий эффект присутствия». И «Не только сообщить о событии, но и дать возможность его пережить».

А вот один из тезисов репортажестроительства от Михаэля Халлера, гуру этого жанра:

«Преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далекое и чужое. Это далекое и чужое проявляет себя через переживания журналиста, которыми он хочет поделиться».

Даже если вы не пишите репортаж, имейте в виду этот тезис про наблюдения и переживания. И подмечайте фишки. Это – ваш актив.

Вообще про подмечание деталей сказано много. От Чака Паланика до учебников по журналистике. Но вопрос только в том, что фишки надо добыть, их надо еще уметь отстоять. В тексте. Редкий пиарщик (и тем более герой заметки) не захочет выкинуть из вашего текста пару ярких деталей.

История с фармацевтической компанией закончилась так. Два часа ожидания, невыразительная фактура, не самый яркий инфоповод, но интересный владелец бизнеса, где «зал ожидания» вполне гармонично дополняет образ, как, собственно, и историю о том, что происходит на рынке, как эта компания оказалась в лидерах, зачем ей нужен этот «приемный покой» и почему она может себе его позволить.
Ну и в конце-концов, это было просто забавно.

В самой компании, правда, эту информацию забавной не сочли. Скорее — наносящей урон репутации. Правда, объяснить, что именно «уронится», не смогли. Вот и славно. Всегда подмечайте фишечки и умейте их отстаивать. Мое глубокое убеждение, что хороший и честный текст важнее, чем хорошие отношения с ньюс-мейкером. Как поругались, так и помиритесь. Это в конце-концов всего лишь работа. А вот превратить среднюю заметку в классную, после выхода номера уже не получится.

About Елена Локтионова

Родилась в 1974 году. Училась в СПбГУ, в Гётеборгском университете (Швеция). Защитила диссертацию на тему становления в России рынка маркетинговых исследований. Работала в питерских СМИ. С 2001 года живу в Москве и теперь работаю, соответственно, в московских СМИ. Последние пять лет – в журнале «Секрет фирмы». В журнале веду раздел «Частная практика», в котором рассказываются поучительные истории про компании и людей, про то, как и чем они живут, как добиваются успеха, на какие грабли наступают и как выбираются из разных передряг. Создала и веду сообщество для работающих мам "Мамы на работе".
This entry was posted in Коммуникации, Концептуальное and tagged . Bookmark the permalink.

6 Responses to Наблюдения и переживания

  1. Верофарм чтоли? Вообще отечественный фармрынок – тот еще деградант.

  2. Pingback: МедиаПедиа - Открытая энциклопедия

  3. 2 komissar-zhiber
    Нет, не Верофарм, но что-то вроде того:)
    У нас много рынков-деградантов, точнее, их участников

  4. Очень приятная статья, жалко, что так и не объяснили, почему у них там есть зал ожидания.
    З.Ы. пишИте. Редакция. Сразу же после третьего серого текста.

  5. а, ну там просто все. Дескать, у них много клиентов, партнеров, компания-то большая. Ну и приходят они на назначенную встречу, а нужный человек, допустим, задержался на другой встрече или где-то там еще. И люди в этом зале ожидания сидят и ждут. Могут долго – по часу и более. В компании считают, что это нормально. Компания большая, дел много и т. д., и т. п. Как будто бы другие компании маленькие:)

  6. Zbo says:

    Видимо фармацевтическая компания в постоянном ожидании. В давние времена была такая серия картин: беременная женщина у (окна, в поле, в комнате – нужное подчеркнуть) и все эти творения назывались “В ожидании”. Думаю, что самого руководителя это не очень характеризует, скорее всего, зал – замысел менеджеров среднего звена, которым очень хочется быть баааальшими начальниками.

Leave a Reply