– Какое место, по вашему мнению, вы занимаете среди ныне живущих писателей и тех, кто принадлежит недавнему прошлому?– спросил интервьюер Владимира Набокова.
— Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку – какую-нибудь закорючку, или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос,– ответил Набоков.
Возможно, именно тогда – в апреле 1969 года – появился медийный «смайлик».
А возможно и так.
Шестью годами раньше, в декабре 1963 года к дизайнеру Харви Боллу пришли представители страховой компании. State Mutual Life Assurance сливалась с Cos. of America, и настроение персонала по этому поводу было хуже некуда. Тогда руководство и решило поднять “боевой дух” своих сотрудников. (цитирую по этой заметке)
Страховщики заказали Боллу знак — яркий запоминающийся символ, который бы поднимал настроение. За 10 минут и $45 Болл создал желтый улыбающийся кружок, с глазами точками и ртом скобкой.
Компания выпустила десять тысяч таких значков, а Болл зарегистрировал “Корпорацию мировой улыбки” (World Smile Corporation) , и придумал праздник Международный День Улыбки (World Smile Day), который назначил на 1 октября.
А 19 сентября 1982 года Скотт Фалман (Scott E. Fahlman) набрал в доске электронных объявлений научно-компьютерного сообщества университета Карнеги Меллона (Computer Science Community at Carnegie Mellon, CMU CS) фразу
19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman :-)
From: Scott E Fahlman
I propose that the following character sequence for joke markers: :-)
Read it sideways. Actually, it is probably more economical to mark things that are NOT jokes, given current trends. For this, use :-(
(См. вот этот текст)
что означало:
“Я предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений: :-). Читать следует сбоку. На самом деле, с учетом нынешних событий, более уместно выделять сообщения, которые не являются шуткам. Для этого используйте :-(“
Как показало специальное исследование, финансируемое Microsoft, это стало первым известным на сегодняшний день случаем использования пунктуационных знаков для создания улыбки в цифровых сообщениях.
Считается, что именно так появился «компьютерный смайлик», который мы теперь постоянно ставим в электронных письмах и неформальных текстах.
А в 2005 году вышел в свет журнал о рекламном рынке «Индустрия рекламы», фирменной деталью которого стал смайлик, который главный редактор Наталья Семина ставила в конце своей редакторской колонки.
Меня не финансировала Майкрософт для проведения дотошного расследования, но лично для меня именно это стало первым случаем использования смайлика в заметках. И скажу честно, от этой практики я не в восторге.
На мой взгляд, использование знаков препинания для выражения эмоций — отвратительная практика. А главное — ущербная.
Я часто встречаю в заметках использование восклицательных знаков, а также вопросительных. Иногда их сочетание.
Иногда увидел в заголовке конструкцию вроде ???!!! Так автор хотел подчеркнуть… в общем, что-то он хотел подчеркнуть.
Эгегей! – кричат нам эти знаки препинания (представьте, как это делает Таир в Камеди Клаб) Огого!
А еще задают нам риторические вопросы, на которые автор тут же с удовольствием отвечает, демонстрируя легкую шизофрению, ведя диалог с самим собой. Или не отвечает, предлагая «читателю самому задуматься над поставленной проблемой».
Наверное, разговор про риторические вопросы и вопросительные интонации в заметках -– отдельная тема. Скажу только, что это отвратительно.
Как и использование знаков препинания для быстрой и легкой адресации к нужной эмоции.
В действительности, это очень простой вопрос: вы или умеете создавать текст, который вызывает нужные эмоции или нет.
Если вы хотите создать эмоцию в тексте — научитесь делать это словами. Не прибегая к пояснительным запискам “у меня, уважаемый читатель, нихрена не вышло, но вообще-то тут надо смеяться”. Или – «я хотел подчеркнуть важность этого момента, но не знаю как это сделать (варианты: я хреново пишу, тороплюсь, я стажер, я не очень умный человек, мне наплевать), поэтому я лучше поставлю восклицательный знак».
Восклицательные знаки в тексте – отвратительно.
Восклицательные и вопросительные знаки в заголовках и подзаголовках – вдвойне отвратительно
Смайлики в СМИ – это тоже самое, что восклицательные знаки в заголовках только хуже.
Мы либо умеем управлять словами так, чтобы точно передавать эмоции и смыслы, или нет. Если нет — не надо мучить читателя пометками “смеяться после слова лопата”.
И уж совершенно точно с ними не надо заигрывать.
После того, как Наталья Семина перешла с поста главреда «Индустрии рекламы» в компанию News Outdoor, я больше не встречал смайлов в заметках.
И очень этому рад.
То есть “В автокатастрофе погибло 20 человек.” хуже, чем “В автокатастрофе погибло 20 человек!”.
Теперь, когда написал, подумал, что второй вариант больше подходит для таблоида. Вроде “Пэрис Хилтон решила увеличить грудь!” Хочется добавить “Смотреть >>”. Честно говоря, никогда об этом не задумывался.
:)
Pingback: Если пишешь то прочти. | Блог разработчика