Ассоциации второго уровня

Однажды петербургский карикатурист Александр Зудин рассказывал мне о том, как он относится к идеям вообще, а также к идеям для карикатур, подписей и пр. в частности. Думаю, этот подход можно отнести к чему угодно, например, я приспособил его для придумывания заголовков.
Александр называл его «Ассоциациями второго уровня».
Правило это очень простое.

Все идеи, которые приходят в голову первыми надо отбросить.

Это – ассоциации первого уровня. Они наиболее банальные, плоские, очевидные. Нужно продолжать думать, и ждать. Потому что дальше должны прийти ассоциации второго уровня. Они будут гораздо сильнее.

Правда, я тогда не догадался спросить у Александра, как же понять, когда собственно начнутся те самые, правильные идеи. Как различить идеи первого уровня от второго, и догадаться, что нужный переход совершен. Ну, может, и не страшно, что не спросил. Вряд ли на такой вопрос может быть рациональный ответ.
Просто имейте его в виду, когда будете придумывать в следующий раз заголовки или что-нибудь там еще. Интуиция подскажет.

Главное, не покупаться на ассоциации первого уровня.


Карикатура: Александр Зудин

About Константин Бочарский

Родился в 1972 году в Петербурге. Работал петербургских СМИ. В 2001 году по гранту Совета министров северных северных стран уехал постигать науку медиабизнеса в одну из крупнейших газет Швеции Göteborgs-Posten. Вернулся уже почему-то в Москву. Работал в Издательском доме Гребенникова, выпускал журналы о рекламе и маркетинге. Делал конференции о рекламе и медиа. Как водится, много думал. С 2004 года работаю в журнале "Секрет Фирмы". Доработался до заместителя главного редактора, придумал и с удовольствием вел блок "Идеи", посвященный трендам и инновациям. Чем занимаюсь до сих пор, время от времени меняя должности. В свободное от написания заметок время выпустил две книги: "Идеи на миллион, если повезет -- на два", и вместе с коллегами"Экстрим-маркетинг. Драйв, кураж и высшая математика". Спикер конференций посвященных медиа, маркетингу, инновациям и креативности. Ключевые темы, освещением которых занимается: бизнес-идеи, предпринимательство, тренды, инновации, капитализация идей. Блоги и сайты: "Территория Идей". Идеи, тренды, инновации. "Медиапедия". Блог о Медиа, PR и их релейшнз. Мой ЖЖ: http://bocharsky.livejournal.com. Мой Круг: http://bocharsky.moikrug.ru
This entry was posted in Медиа and tagged , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to Ассоциации второго уровня

  1. это правило известное – отбросить то, что сразу пришло в голову

    но иногда оно не работает – сразу придумываешь хороший заголовок

  2. bocharsky says:

    я вот какую трансформацию обнаружил лет эдак за пять – семь назад (мне Саша эту историю давно рассказывал).

    Какое-то время я реально следовал этому правилу. Буквально. И на самом деле, первый поток заголовков, вводок и пр. был очень банальным, а потом что-то “прорывалось” где-то там, и начинали приходить стоящие вещи. Правило работало без изъятий.
    Я даже пробовал различные техники, нашел как-то даже описание метода “слепого письма” Андре Бретона, это сюрреалист такой был, автор “Манифеста сюрреализма”. Довольно прикольно выходило.

    А потом как то бац, и все это перестало быть нужным… Толковые заголовки и пр. креатуры довольно часто приходят в голову сразу, причем за секунды. Чуть ли не вообще без размышлений. Какой-то автоматический процесс.

    Мы просто натренировались. Мозг начал выполнять эту сам, по ему понятным правилам, и используя ему доступные ресурсы. Ну и плюс мышца, конечно, накачалась)))

    Вот.

    Зато сталкиваясь с другими задачами, где рука не набита, начинаешь также подтормаживать… вот тут иногда и полезно извлечь все эти принципы и механики…
    хотя часто мы и так прогоняем через них задачу, подсознательно. особо не задумываясь, какой принцип сейчас используем.

Leave a Reply