– Для начала придумывай заголовки. Вот, смотри туда, — Билли Притти указал на тучу над заливом.—Дай заголовок.
– «На горизонте были темные тучи».
– Неа,– Билл Притти неодобрительно покачал головой. «Страшный шторм угрожает деревне».
– А если шторма не будет?
– «Деревня спасена от страшного шторма».
Смотрели фильм «Корабельные новости»с Кевином Спейси, Джулианной Мур и Джуди Денч? Отличное кино, отличный Спейси. Книгу, по которой сняты «Корабельные новости» написала Энни Прул. По ее же рассказу, кстати, написан сценарий к «Горбатой горе», ну, помните, та история про голубых ковбоев с невыносимо красивыми пейзажами и Хитом Леджером с Джейком Дилленхолом в главных ролях. У нас изданы и «Новости», и сборник рассказов. Почитайте, очень советую.
Энни Прул умеет писать романы и рассказы.
Поэтому в «Корабельных новостях» есть много чего занимательного, в том числе и по нашей теме. Главный герой – Куойл – увалень и неудачник уезжает из Нью-Йорка на Ньюфаундленд, откуда, оказывается, были родом его предки. Там он поступает на работу в маленькую местную газетенку.
– Будешь писать про автомобильные аварии и лодки, — говорит ему Джек Баггит, рыбак и владелец газеты, и дальше там происходит много занятных сцен на тему профессии.
Например, чего стоит одна только фраза
Если ничего не происходит, это тоже новости, Куойл
Или другая
Ненормированный рабочий день позволял воображать ему, что он хозяин своего времени.
Каждый, кто работает в этой профессии, прекрасно поймет, о чем речь.
Но самый интересный [для нашего разговора] эпизод, разворачивается все же не в книге, а в фильме. Видимо, так сценаристам было удобнее справляться с сюжетом (да, да, я столько раз смотрел фильм и перечитывал книгу, что легко обнаруживаю такие расхождения). И именно эта история начинается с диалога про грозовую тучу, который я привел в начале заметки.
На самом деле, это история вовсе не про заголовки. А именно, как и сказал Билл Притти, про поиск сути и соли заметки.
Раскопать хорошую историю – действительно сложная задача. На самом деле хорошая история потенциально существует всегда, везде и во всем. Кто-то (наверняка, великий) сказал:
«Любой человек достоин романа о себе»
и это — святая правда.
Жизнь каждого человека уникальна и бесподобна, и при определенном мастерстве, любую жизнь можно превратить в достойный внимания роман (правда для этого нужно быть, как говорил один из героев Довлатовского «Заповедника» «писателем, бля, типа Чехова», но не суть).Увлекательный или поучительный, грустный или веселый. Занимательный или трагичный роман. Так и с историями попроще. Как правило, в каждой компании, о которой пишет деловой журналист, можно откопать нечто такое, что будет достойно заметки. Это всего лишь вопрос трудозатрат. Похоже на историю с музыкальным слухом. Считается, что развить его может каждый, вот только усилия, которые требуются, обратно пропорциональны предрасположенности.
Так и с сюжетами для заметок. Есть истории (инфоповоды, темы, проблемы), ценность которых не требует дополнительных пояснений. Есть отличные спикеры, которые умеют рассказывать о своей компании так, что аргументы в пользу заметки возникают сами собой. Есть пиарщики, которые понимают, какую предварительную информацию они должны извлечь из недр компании, чтобы заинтересовать журналиста. Но чаще всего этой добычей руды и просеиванием породы приходится заниматься нам самим. В конце концов, если история и так просится на страницы, откуда уверенность, что она достанется именно нам?
Хотя, что я вам рассказываю, вы и так все это знаете.
Лучше, загадаю загадку на тему:
Чем отличается журналист делового издания от литературного критика?
Литературный критик рассказывает истории о прочитанных книгах, и, как правило, это у него получается хуже, чем у писателя.
Журналист рассказывает истории о компаниях и, как правило, у него это получается гораздо лучше, чем у них самих.
Правда в том, что большинство компаний не умеют рассказывать истории о себе. Уметь их выкапывать – наше уникальное конкурентное преимущество.
Однажды внештатный автор предложил нам написать текст про один кораблестроительный завод. Завод запустил программу по «омоложению кадров», и формально эта тема подходила в одну из рубрик, посвященную HR. Компания была хорошая (крупная, значимая), но сама история – абсолютно тухлая. Толпу пенсионеров готовились выпинать на пенсию, а сам завод затеял какие-то курсы профориентации на профильных кафедрах подшефных вузов. В общем, все как обычно.
— Эх, черт,– сказали мы автору.—Вот если бы увольнение этих стариков было бы для завода критичным… что без них завод оказался бы в кризисной ситуации… скажем, их было бы чуть ли не половина от общей численности персонала… А потеря половина персонала, это какая-никакая, а проблема.
Через час автор перезвонил нам и сообщил, что количество сотрудников, находящихся в пятилетнем интервале до пенсионного возраста, составляет чуть ли не 60%.
— Круто,– сказали мы. Трагизм ситуации был налицо.
— Слушай,– сказали мы тогда автору.— Пенсионеры пенсионерами, но нельзя ли нарыть какую-нибудь адскую проблему, которая случится, если завод лишится этих бесценных кадров. Например, не строится ли у них какой-нибудь китайский или индийский эсминец, стоимостью в миллиард долларов?
— Есть эсминец,– сказал обескураженный автор, перезвонив нам еще через час. Строить его пока не собирались, но заказ (или тендер?) был. Стоимость контракта исчислялась сотнями миллионов.
— Отлично,– сказали мы.– Теперь надо убедиться, что лишившись этого заказа, у завода начнутся большие проблемы…
— Конечно, начнутся.— ответил уже подкованный автор.— Они же под законом о банкротстве ходят…
В общем, все это нам мог бы рассказать и представитель завода. И мертвая тема про формирование кадрового резерва превратилась бы во вполне себе интересную историю. Как говорил один мой знакомый, «с началом, концом и серединой».
Что я хочу сказать: порой именно «придумывание» историй за компанию помогает написать «правильную» заметку. И я совсем не предлагаю сочинять небылицы. Просто как показывает практика:
Хорошая идея с высокой долей вероятности обязательно обрастет соответствующими фактами
Наши мысли имеют удивительное свойство менять реальность.
Стоит немного подумать (а точнее, выдвинуть предположения и, конечно же, их проверить), и мир удивительным образом подстроится под вас, снабдив вас сюжетами.
очень хорошая статья.
это все из разряда того, что деньги валяются под ногами
Я до сих пор не запрещаю себе фантазировать на тему “обрывки материалов”, когда из любого интересного факта можно вытащить целую гирлянду ему подобных, добавить прямой речи экспертов, закруглить, завернуть рулетом и подать под гранатовым соусом, “вуаля!”
Ну почему я не редактор?..
Pingback: Anonymous